ЗИГЗАГИ ИСТОРИИ. КОМСОМОЛЬСКИЕ ШАХТЫ 50-Х | 18:22 |
В гениальном фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхаузен», снятого по гениальному сценарию Григория Горина, есть такой диалог между героями:
• Если человек хочет сказать правду, он имеет на это право. Мне бы только хотелось знать, какую правду вы имеете ввиду? • Правда одна! • Правды вообще не бывает. Да. Правда - это то, что в данный момент считается правдой. Сегодня я покажу два подхода к истории, непосредственно относящейся к нашему городу. И один взгляд, и другой, при всей противоположности, являются правдой, поскольку факты, приведенные авторами, документальны. Сейчас очень актуальна проблема переписывания истории, подгонка этих самых фактов под требуемую идеологическую платформу. Историю превращают из науки в ремесло, обслуживающее имущих власть и деньги. Вы скажете - всегда так было. Даже древнейшая летопись «Повесть временных лет» писалась Нестором под княжившего тогда Святополка II и сегодня требует очень критического к себе отношения. Что же делать? Как не заплутать в этих правдах? Надо просто понять для себя, что прошлое БЫЛО, в независимости от того, нравится оно нам, или нет. Из прошлого мы должны извлечь для себя уроки, как не повторить трагических ошибок наших предков, и это не должно мешать нам гордиться своей богатейшей историей, которую жизненно необходимо изучать и знать, начиная с малого – истории своей семьи, истории своего города, своих родных мест. Знать и изучать – значит двигаться от многих ПРАВД к единой ИСТИНЕ. Процесс этот долгий, возможно даже бесконечный, но необыкновенно интересный и увлекательный. Попробуйте! А теперь, собственно, эти два анонсируемых выше материала. Первый – это статья в журнале «Техника-молодёжи» №3 за 1958 год. Второй – отрывок из мемуаров Генадия Шецера – горного инженера, кандидата технических наук, долгое время работавшего во ВНИИ Горноспасательного дела в Донецке. Два взгляда на комсомольские шахты 50-х гг., рядом с которыми вырос и наш город, который в первой статье носит название «посёлок имени Кирова». Читаем. ЗЕЛЁНАЯ УЛИЦА К ЧЁРНОМУ КЛАДУ. КОМСОМОЛЬСКИЕ ШАХТЫ ДОНБАССА
Путевку им выдали сразу. Секретарь райкома комсомола не мог отказать им — двум боевым паренькам, выполнившим свой долг на целине. Ребята не хвастались, но характеристики и значки «За освоение новых земель» (неспроста, видно, нацепили их хлопцы!) говорили сами за себя. Тот, кто не подкачал на целине, не подведет и в Донбассе, на строительстве комсомольских шахт. И поехали Геннадий Хоменко с Михаилом Шугаевым на шахты, навстречу совершенно новому, незнакомому делу. Был Геннадий трактористом, вырос в мастера-воспитателя Ставчанского училища механизации сельского хозяйства. Самому недавно только перевалило за двадцать, а уж у него появились свои ученики: трактористы, комбайнеры. Ясная, налаженная жизнь ждала его впереди, но он отказался от нее и пошел в ученики. Молодость легка на подъем, и когда по всей Украине пошла молва о 35 комсомольских шахтах, жажда нового, большого, героического взяла свое. И вскоре в трудовых книжках двух друзей была записана их новая должность: «Разнорабочий стройучастка шахты «Черновицкая-комсомольская». «Рабочий — что же тут героического? — скажете вы. — Неужели исполнение повседневных, будничных обязанностей и есть подвиг?». На это ответили 25 тыс. молодых патриотов, которые не за восемь лет и не за пять, а за 365 будничных трудовых дней совершили великое чудо — построили 37 новых шахт. Разве это не подвиг? Но много ли могли сделать вчерашние десятиклассники, колхозники, водители трамваев, пастухи, лесорубы — люди, которые, как и Геннадий Хоменко, никогда и шахты-то не видели? На одном энтузиазме современную шахту — этот сложнейший подземный завод — не построишь. Партийная организация, руководители гигантской стройки понимали это, и дали молодежи опыт их учителей — бывалых мастеров-шахтостроителей. Иван Васильевич Пилипенко, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, вместе с молодежью строил шахту «Волынская-комсомольская». У него было чему поучиться. Не один год работал на шахтах Западной Украины под Ново-Волынском Иван Рупинец. Как приехал в Донбасс, сделали его бригадиром. Но никогда не считал он зазорным попросить помощи у Пилипенко. На глазах у новичков он перенимал методы знаменитого донецкого мастера, а вскоре решил потягаться с ним в скорости проходки. Бригада Пилипенко прошла ствол шахты глубиной 250 м не за шесть месяцев, как полагалось, а за три. Не отставал от него и Рупинец, собравший вокруг себя дружную бригаду молодых проходчиков. Ученики быстро догоняли учителей и сами становились учителями. Много их — прославленных проходчиков, строителей, монтажников, — кто отдавал свои знания молодежи: Герои Социалистического Труда Николай Тихонов и Николай Банков, один из старейших шахтостроителей Александр Иванович Межегурский, Василий Мартынюк, Иван Солонин, бригадиры Савин, Малуша и десятки других. Многим из них далеко до старости, а они уже вырастили себе достойную смену, передали свой опыт молодым друзьям. История строительства новых донецких шахт — это история рождения и быстрого формирования новых отрядов советского рабочего класса. Что же произошло с Геннадием Хоменко, тем самым, который после целины подался в Донбасс в разнорабочие? Трудно ему было поначалу. Нет, он никогда не отказывался ни от какой работы, но уж больно хотелось ему стать настоящим шахтером-проходчиком. А квалификации не было. Часами возился он с бурильным инструментом, вертелся возле проходчиков, старался при случае помочь им, пока, наконец, они не стал считать его своим. Бригада И. Закаблука, куда попал Геннадий, работала четко, дружно. Вскоре сообразительного новичка назначили звеньевым. И не пожалели об том. Все, что знал Геннадий о машинах, здесь ему пригодилось: и электротехника, и механика, и слесарное дело. Однажды звеньевой предложил увеличить в каждом забое число работающих одновременно бурильных молотков до четырех-шести. Это ускорило бурильные работы, проходка пошла быстрее. После обрушивания нижней части забоя часть проходчиков переключалась на уборку породы. Другие бурили верхние шпуры. Обуривали забой несколькими молотками сразу. Часть проходчиков в то время устанавливала крепь. Совмещая операции, применяя передовые методы труда, шахтостроители «Черновицкой-комсомольской» с каждым днем наращивали темпы проходки. В июне проходчики бригады Ивана Закаблука прошли 107 м ствола при норме в 40 м. Это был подвиг молодых. Внес в него вклад и Геннадий Хоменко. Комсомольск-на-Амуре, стройки первых пятилеток, гигантские электростанции на Волге, освоение необжитой целины… Как манящие огни, светят эти вехи на героическом пути комсомола. И если юноша побывал хотя бы на одной из таких строек — значит, он прошел великую школу воспитания и мастерства. Геннадию посчастливилось стать участником двух славных начинаний комсомола. В день пуска «Черновицкой-комсомольской» рядом со значком целинника он приколол значок «За участие в сооружении комсомольских шахт». ***
Вместе с секретарем Сталинского обкома комсомола Борисом Ивановичем Зубковым и заместителем главного инженера института «Сталингипрошахтстрой» Иваном Михайловичем Марченко мы выехали из Сталино в новый, построенный молодежью поселок имени Кирова. Невдалеке от него раскинулись только что пущенные комсомольские шахты — «Николаевская», «Донецкая-третья», «Дрогобычская» и другие. Опустив боковое стекло «Победы», Марченко сказал: — Видите вот эту большую шахту? Шахта имени Ленина построена давно. Прошло шесть-восемь лет после начале строительства, прежде чем она стала давать уголь. На таких долговременных, капитальных шахтах сперва приходилось строить подъездные пути, заготавливать стройматериалы, делать для них склады, сооружать жилье и вспомогательные помещения. Это был первый этап строительства. И только после того, как все приготовления были закончены, начинался второй этап — сооружение самой шахты. Годы уходили на то, чтобы пробиться к угольку Но время не ждет. Стране нужен уголь не через десять лет и не через пять, а сейчас, сегодня. И выход из этого положения был найден. В Донбассе, несмотря на то, что этот район разрабатывается давно, еще осталось довольно много угольных пластов, лежащих часто на глубине 100—200 м от поверхности земли. Иногда они находятся в стороне от основных залежей угля, и ставить на них капитальную шахту невыгодно. В таких пластах запасы углей могут быть исчерпаны за 10— 20 лет. А все затраты, которые вкладываются в долговременную шахту, окупятся только через десятки лет. Выгоднее заложить здесь неглубокую, небольшую шахту, рассчитанную на те же 10—20 лет. — Мне хочется обратить внимание,— продолжал инженер Марченко, — на одну особенность строительства этих шахт. Как вы знаете, они имеют в основном наклонные стволы, а механизировать полностью проходку таких стволов, приспособить для этого имеющиеся машины и оборудование мы не всегда успевали. Молодежь же не хотела ждать. Поэтому иногда вручную, силой своих молодых мускулов, старалась они скорее пробиться к углю, не дожидаясь, когда на помощь придут машины. — Надо было видеть, — заметил секретарь обкома комсомола, — с каким энтузиазмом выполняла молодежь задание партии! Он подарил нам фотографию. На убранном поле пять человек: трое геодезистов с нивелиром и двое рабочих, забивающих в землю колышек. На дощечке — «Шахта Дрогобычская». Фотография еще не успела пожелтеть, а мы уже спускаемся в «Дрогобычскую-комсомольскую» и вместе с приемной комиссией любуемся подземным заводом. — Вот они, плоды труда молодых! — сказал Б И. Зубков. — Смекалка, изворотливость молодого ума позволили использовать всю имеющуюся на шахтах технику на полную мощность. На «Тернопольской-комсомольской» Дмитрий Вирич и Василий Мартынюк в сложных условиях применили конвейер «СКР-11». Все время наращивая его, стали выдавать породу из забоя на поверхность в несколько раз быстрее. На шахте «Донецкая-комсомольская» №1 проходку вели 9—10 забоями. А ребята с «Донецкой-комсомольской» №2 прикинули и решили по-другому: увеличить число забоев, ускорить проходку. Но препятствием к этому была недостаточная пропускная способность откаточных магистралей. Выход нашли люди смены инженера С. Паршина и техника М. Колотова. Они стали выдавать породу через главный и вспомогательный стволы. Однако и проходчики не остановились на достигнутом. Они стали применять параллельную проходку, вести работу встречными забоями. В связи с этим потребовалось ускорить грузооборот. — Да ведь подземная установка работает на пределе! — отвечали движенцы. Потом решили: если улучшить связь подземных мотористов с машинистом подъемной установки, то можно ускорить цикл спуска порожняка и выдачи породы на 67 секунд. А это 12 с лишним вагонеток в смену! Так рождались рекорды. Бывало, что за одну декаду выполнялись месячные нормы проходки, Перекрепление стволов на «Донецкой-комсомольской» №1 выполнили за 62 дня, а на «Донецкой-комсомольской» №2, учтя опыт соседей, управились с той же работой за 35 дней! ***
Далеко по степи разливается любимая комсомольская песня: «Вышел в степь донецкую парень молодой…» Только теперь эту песню поют в Донбассе, вкладывая в каждое ее слово новый, особый и радостный смысл. Автор — Н. Мазок Источник — журнал «Техника молодежи», №3 за 1958 год.
***
ЗИГЗАГИ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Геннадий Шецер Отрывок из воспоминаний Правила жизни познаются не только в семье и на улице, но и на производстве. Первая производственная практика после 3-го курса института позволила сравнить правила поведения, привитые мне в семье с реальностью жизни. Комсомольские шахты 50-х гг. в окрестностях города Кировское на карте 80-х Производственная строительная практика проходила на одной из комсомольских строек – шахте «Крымская-Комсомольская». В 1956 г. Правительство Н. Хрущева приняло постановление об увеличении в кратчайший срок добычи угля в стране. Это было возможно только за счет строительства большого количества небольших шахт с наклонными стволами, рассчитанных на непродолжительный срок службы. Комсомольская путёвка строителя шахты «Дрогобычская-Комсомольская» Коммунистическая партия объявила комсомольский призыв молодежи и поручила ЦК комсомола дать разнарядку областным и городским комитетам комсомола отправить на стройку определенное количество комсомольской молодежи. Они же и отвечали за стройки. Поэтому в Донбассе появились шахты: «Житомирская-Комсомольская», «Винницкая-Комсомольская» и т. д. Фото из архива г. Кировское Но на этих шахтах комсомольцев не было – добровольно работать в шахте никто не хотел. Поэтому сюда завезли молодежь, бывшую на учете в милиции, с необходимостью ежемесячно отмечаться. В общежитии, куда меня поселили, вся молодежь была приблатненная и в наколках. Кроме того, в поселке Ново-Ждановка был расположен лагерь заключенных. Утром их колонной, под охраной солдат с собаками, выводили на работу на комсомольские шахты, а вечером заводили в лагерь. Фото из архива г. Кировское Но самое интересное происходило на строительной площадке, куда я пришел с направлением на практику. Начальник участка назначил меня на должность десятника и поручил вести бетонные и штукатурные работы. Кроме этого, необходимо было по чертежам крыши подготовить спецификацию материалов и заказать их. Таким образом, я оказался в курсе всех работ. Начальник участка, прораб и десятники начинали утром работу с того, что похмелялись после вчерашней пьянки. До обеда они еще держались, а после обеда были настолько пьяны, что уже не могли соображать. И как было не пить, когда были свободные деньги от продажи хороших строительных материалов, списанных как лом индивидуальным застройщикам! Разворовывалось все: цемент, кирпич, раствор, шифер, древесина. Рядом с шахтой строился поселок и частные дома из шахтных строительных материалов. Меня с детства родители воспитывали не брать чужое, не воровать, по наивности считал ворами карманников и грабителей квартир, а на практике – столкнулся с вполне легальным воровством в крупных размерах у государства. Впоследствии я определил, что, оказывается, в этом государстве разворовывалось все: мясо и колбасы – с мясокомбината, молочные продукты – с молокозавода, уголь с шахт, и т. д. Шахта «Полтавская-Комсомольская» Помню случай на шахте «Винницкой-Комсомольской», где участвовал в ликвидации аварии. Ночью главный инженер шахты, командир взвода и я были в штабе. Я вышел на шахтный двор покурить и вижу следующую картину: невдалеке стоит подъемный кран, под самым верхом стрелы висит связка досок. Захожу в помещение и говорю главному инженеру: «Кто-то забыл опустить доски на землю, а это опасно: во-первых, может упасть кран, а, во-вторых, может убить человека, если он окажется на этом месте, – налицо нарушение правил техники безопасности». На что главный инженер, смеясь, ответил: «Если доски будут на земле, то завтра утром их уже не найти. Все понятно?» Создавалось впечатление, что в социалистическом государстве всеобщее воровство узаконено... Шахтёры шахты «Донецкая-Комсомольская» №3 на первомайской демонстрации Новости дня №10, март1957 г. Боевой листок газеты "Комсомолец Донбасса" PS. В очерке Г.А. Иванова «И вырос город из палаток» читаем следующее: «…контингент был сложный: в 1956-м и последующие годы вместе с молодежью и по оргнабору приезжали и сомнительные «элементы», многие – из мест лишения свободы. Одни – «подзаработать» без особого труда, другие, наслышанные о «длинных рублях», – с авантюрными целями, третьи, после сроков заключения, – лишь бы куда-нибудь, где меньше порядка. А стройка есть стройка… Не все строители выдержали проверку на мужество. Были такие, которые, столкнувшись с тяжелой работой и неустроенностью быта, уезжали; других, пытавшихся тунеядничать, выпроваживали из поселка. К сожалению, среди руководящего звена также оказывались нерадивые… Действия таких горе-руководителей будоражили общественное мнение, и некоторые лица с уголовным прошлым пытались использовать подобные факты в виде массового антиобщественного выступления…» Здесь мельком упоминается самое загадочное событие, произошедшее в конце 50-х годов в нашем городе – массовый бунт против городских властей, закончившийся вводом военных и подавленный ими достаточно жестоко. В ходе беспорядков тогда было разграблено и сожжено отделение милиция со всеми их делами, документами, бланками чистых паспортов. Об этой странице истории города Кировское мы продолжаем собирать материалы и будем признательны, если кто-то поможет восполнить этот пробел. Виктор Мисевский (Кировское) - Истина-бомжиха | |
Категория: История родных мест | Просмотров: 3989 | Добавил: foxrecord | Рейтинг: 5.0/3 | |
Всего комментариев: 8 | |||||||
| |||||||