Рейтинг@Mail.ru
Пятница, 26.04.2024, 03:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Мир моих надежд
Главная » 2014 » Январь » 7 » Чтобы помнили. Валерий Доценко
Чтобы помнили. Валерий Доценко
09:33
   Очень давно хотел что-то написать про нашего земляка, военного лётчика Валерия Васильевича Доценко. Я не был с ним знаком лично, хотя с его братом Николаем мы были достаточно близкими друзьями. Желание написать было, но у меня ничего не получалось – после гибели Валерия эта тема как-то сама собой между нами стала табу, а сейчас, когда из-за тяжёлой болезни не стало и Николая, то сделать это для меня стало еще сложнее. Помогла родная школа №16, в которой помнят о своём ученике, оставшимся до последней секунды своей недолгой жизни верным воинской Присяге и простому человеческому мужскому долгу.
   В 2009 году на областной конкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. ХХ век» от нашей школы была представлена работа ученицы 11 класса Нигматулиной Сабины, выполненная под руководством учителя истории Елены Николаевны Чибисковой - «Человек и малая родина». Эта работа была посвящена памяти Валерия Васильевича Доценко. С разрешения Елены Николаевны (за что ей очень большое спасибо!) я приведу её здесь почти полностью.
 
* * *
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
(Евгений Евтушенко)

   «По четко обозначенным приметам в работе моторов, которые ощутимы лишь летчику-профессионалу, Валерий понял: что-то случилось! Кинув взгляд влево от кабины, а затем и на приборы, Доценко внутренне напрягся - так и есть! - отказал один из четырех моторов - крайний - мощного АН - 12. Быстро передал на командный пункт сигнал о ситуации на борту. Экипаж из семи летчиков во главе с гвардии капитаном Валерием Доценко не привык теряться во внештатных ситуациях, а в данную минуту и подавно -слаженно гудели остальные три мотора воздушного гиганта.
   Но через мгновение замерли винты второго мотора. Левую половину самолета резко потянуло вниз. Рулевым управлением попытались выровнять машину. Остановился третий мотор. Стало ясно: АН -12 с солидным запасом авиабомб, стремительно втягивался в катастрофу.
   Командир Валерий Васильевич Доценко приказал всем прыгать, так как самолет стремительно несся к дальневосточным сопкам. Члены экипажа стали покидать машину. Вместе со вторым пилотом Валерий «ровнял» самолет, удлинял короткий промежуток времени, необходимый для спасения товарищей. Наконец, покинул АН - 12 и второй пилот. Все! Можно прыгать самому. Но, обернувшись назад, Доценко похолодел: зацепившись стропами за хвостовое оперение, беспомощно болтался в воздухе бортстрелок. Теряя драгоценные секунды для собственного спасения, Доценко несколько раз управлением встряхнул самолет и облегченно перевел дыхание: отцепившийся бортстрелок уже висел под раскрытым куполом парашюта.
   Капитан Доценко покинул самолет, когда времени для спасения уже не оставалось. Его тело ударилось о склон сопки. Спасенные своим командиром товарищи сразу же отыскали изуродованное тело Валерия. Самолет и его командир упали рядом. Это случилось в дальневосточном небе 24 августа 1982 года. До своего тридцатилетия Доценко не дожил месяц и один день - до дня рождения жены Любы».

 

Фото из газеты «Знамя» 20.02.2001 г.

   Об этих последних минутах жизни Валерия Васильевича мы узнали из газеты «Знамя», статья «Навеки тридцатилетний». Это случилось двадцать семь лет назад. Но сегодня, вспоминая нашего героя-земляка, мы снова и снова переживаем эти страшные, трагические мгновения того злополучного дня.
   Накануне дня рождения Валерия Васильевича (родился 26 сентября 1952 года) мы с ребятами посетили его семью: жену - Любовь Николаевну и сына - Алексея Валерьевича, проживающую в г. Узловая. Нас встретила приветливая женщина, с открытой улыбкой, очень добрая. Несколько часов подряд она без устали рассказывала нам о своем муже, о своей короткой, но очень счастливой семейной жизни. Нам казалось, что все в доме Любови Николаевны напоминает о нем, о ее муже: цветы, которые он так любил, рыбки в аквариуме, птички, два альбома с марками по искусству, так бережно хранившиеся все эти долгие годы. Казалось, Валерий Васильевич вышел только на минутку из дома и сейчас вернется.
   Пообщавшись с близкими Валерию Васильевичу людьми, мы узнали много нового из жизни этого замечательного летчика.

Транспортный самолёт Ан-12БП

   «Человек, избравший профессию летчика, - начала свой рассказ Любовь Николаевна, всегда необычен. Летчик - это решительный, смелый, в меру отчаянный человек. Работа летчика и страшная, и интересная, но главное, что она страшно интересная: управляя самолетом, человек чувствует себя свободным и могущественным героем, бросающим вызов всему, что его окружает. Профессия летчика, отмечает Любовь Николаевна, требует огромной силы воли, умения выдерживать сильные нервные перегрузки и управлять своими чувствами. Лётчик постоянно "не помнит", что может не вернуться из полёта - Он "знает это". В ином случае работать качественно не смог бы. Жертвенность - качество, без которого не может быть Воина. Живёт, работает и летает для того, чтобы быть таким, каким должен быть лётчик - НЕПОБЕДИМЫМ!»
   Каждый летчик, военный или гражданский, мечтает попасть в элиту авиации. В результате с детских лет Валерий приобрел уверенность, что человек, в принципе, может достичь любой цели при условии его целеустремленности, самодисциплины, трудолюбия, любви к родной земле. Видимо поэтому, примерно с раннего возраста в нем стало формироваться неистребимое желание стать защитником Родины, что тогда ему представлялось в основном в роли военного летчика. Со временем это желание переросло в твердое убеждение и жесткую программу подготовки к поступлению в летное училище. Но до поступления была школа - родная школа № 16, в которой учимся мы.

Школа №16 в 1070-м году. Фото из школьного архива

   Здесь, в шахтёрском посёлке, около Дубовки родился Валерий Васильевич, здесь же прошли лучшие годы его жизни – детство, юность... Родители будущего летчика приехали в наши края после войны. Отец - Василий Доценко, в прошлом танкист, подбивавший танки врага, горевший сам на дорогах войны от Курской дуги до Германии, а после войны дослуживавший в Североморске, повстречался со своей будущей женой Полиной Максимовной, которая после войны приехала из Сумской области в Товарково, где тогда шахтеры рубили уголек на шахте № 60. Полю приютил сначала дядя. Она устроилась табельщицей. А вскоре она познакомилась с бравым танкистом Васей Доценко. Сыграли свадьбу и потом переехали в шахтерский поселок 5/15 Узловского района
   В комсомольской характеристике, мы обнаружили среди, в общем-то, типичных и даже трафаретных определений «положительности» неожиданное, много объясняющее в гибели капитана под Читой: «Чуткий и отзывчивый друг, готовый в любую минуту прийти на помощь товарищам». Вот каким подвигом обернулись эти давние слова на уже пожелтевшей от времени школьной бумаге.

Комсомольская характеристика

   «Профессия, - считал Валерий Васильевич, - средство достижения цели. Профессия лётчика - есть профессия Воина. Защита Отечества - основная цель воина. В школе Валерий занимался спортом, серьезно относился к школьным предметам, особенно к математике и физике. Он везде успевал: кружки, спорт, игра на отцовской гармони, живопись, книги, комсомольские собрания. «Валерий Васильевич умел собрать вокруг себя ребят, всегда был душой компании» - рассказывает жена.

   После десятилетки Валерий Васильевич без особого труда в 1970-м году поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков по специальности командная военно-транспортной авиация. Безусловно, им двигали романтические порывы и стремление обладать именно мужской профессией. С началом первых полетов на учебном самолете в училище выяснилось, что профессия летчика - это не только умение летать, это почти неограниченная возможность самосовершенствования через познание.
 

Во время учений в училище (из семейного архива)

   Настоящая любовь к профессии лётчика приходит на пути к её достижению, а преданность профессии формируется на основе качества результатов лётного труда. Поэтому дальнейшее освоение летной профессии, как в училище, так и в последующей карьере Доценко, проходило больше на инициативной основе, что выражалось в постоянной потребности знать о мире летания как можно больше, в постоянном изучении всевозможных справочников и специальной литературы, необязательных, но полезных расчетов тех или иных характеристик самолета. Здесь Валерий Васильевич гоже старался быть первым во всем.

   Валерий Васильевич был очень упорным в службе, шел к исполнению своей давней мечты - стать командиром экипажа, добиться высшего класса. Тем более, что к суровой летной службе обязывали «военные гены» мужской половины семьи Доценко. На полях Великой Отечественной воевали и отец, и дядя Валерия, пал на полях Новгородчины дед Максим.
   И этой мечте суждено было сбыться. После прохождения в 1981 году центральных офицерских курсов, он стал командиром отряда. Любовь Николаевна вспоминает, что Валерий Васильевич всегда трепетно, заботливо относился к своим сослуживцам, приглашал своих друзей, офицеров в гости, - был радушным хозяином. В свои неполные тридцать лет Валерий Васильевич являлся заместителем командира эскадрильи Забайкальского венного округа, занимая, будучи капитаном, майорскую должность. Усиленно готовился поступать в Военно - воздушную академию.

   Не довелось... Вскоре Доценко был направлен в Читинскую область.
 
Неожиданно опять пришёл приказ,
А приказы обсуждать какой резон?
Молодецки козырнув, Советский ас
Отбыл в дальний неизвестный гарнизон.
Как всегда призвали лучшего из нас,
Наложил Верховный визу: Будет толк!
Задержался что-то долго мой приказ,
Я бы тоже с ним ушёл в небесный полк!
Сколько призванных? Уже не перечесть!
Взвесить доблесть чем? Чем мужество измерить?
ЧЕСТЬ имеем, и пока в наличье ЧЕСТЬ,
Слышишь, господи? В РОССИЮ МОЖНО ВЕРИТЬ!

   Личная жизнь Валерия Васильевича сложилась удачно. Еще в детстве он приметил молоденькую, хрупкую девочку Любу, которая жила по соседству с ним.
   «Мать у меня умерла рано, - вспоминает Любовь Николаевна, - моим воспитанием занимался отец». Однажды Валерий Васильевич в шутку сказал: «Подрастет девчушка, возьму ее в жены». Так и получилось. После свадьбы молодая жена поездом отправилась к мужу в поселок Ареда, Читинской области.

Поселок Ареда (Укурейский гарнизон) в советское время

   Можно было лететь самолетом, но Любовь Николаевна поехала поездом. И не случайно. «Мир хотела посмотреть», - говорит она.
   В первый день приезда жены у Валерия Васильевича проходили прыжки с парашюта. Любовь Николаевна рассказывает, что прыжок в этот день был неудачным: домой Валерий Васильевич вернулся мрачный, угрюмый. На вопрос жены: «Что случилось?» Он ответил: «Вот не будет у тебя мужа, узнаешь, как это тяжело!»
Возможно, уже тогда у Валерия Васильевича появилось предчувствие беды.
«В то время я еще не понимала всей опасности военной службы и не приняла близко к сердцу его слова», вспоминает Любовь Николаевна. Отдавая себя работе, семье, постепенно забывалось предчувствие опасности.

Учебные прыжки с парашютом (из семейного архива)

   «Спустя некоторое время, - говорит Любовь Николаевна, - у мужа состоялся разговор с другом - Николаем Васильевичем Калдаевым».
- А что, если все двигатели остановятся? - спросил Николай Васильевич.
- Быть такого не может! - ответил Доценко. Да, тогда он в этом был уверен. Он должен был в это верить, потому что ему было ради чего и ради кого жить - ради своей семьи.
   Любовь Николаевна с трепетным чувством вспоминает о прожитых годах, о таких недолгих, но счастливых: «Я росла без матери, и мой муж понимал, как трудно воспитываться без материнской любви, потому всегда относился ко мне с большой любовью и теплотой, заботился обо мне, всегда провожал на работу, во всем помогал. После каждой командировки муж привозил мне пышный букет сирени. Сирень у нас не росла, но Валера каким - то образом старался раздобыть ее».
   Так же от Любови Николаевны мы узнали, что Валерий Васильевич очень внимательно относился к своей матери - Полине Максимовне. По окончании каждой командировки он обязательно проведывал ее, привозил подарки.

Парад на День авиации (из семейного архива)

   В 1979 году в семье Доценко родился сын Алексей. «Валерий очень любил сына, баловал его, души в нем не чаял, - рассказывает Любовь Николаевна, - свое свободное время проводил с нами. Перед вечерним дежурством Валерий Васильевич старался обязательно, хотя бы на минуточку, заглянуть домой, узнать, все ли в порядке». Так было и 23 августа 1982 года. «Когда муж зашел домой, я сразу почувствовала что-то неладное, как будто черная туча нависла над ним,- вспоминает Любовь Николаевна, - всегда веселый и радостный, в этот день он был сам не свой».
В этот момент мы с ребятами заметили, как задрожал голос Любови Николаевны. Было видно, что вспоминать об этих событиях ей нелегко
   «За неделю до гибели, - продолжает Любовь Николаевна, - Валерию Васильевичу приснился сон» «Вижу во сне, что разобьюсь. Прыгаю с парашюта. Лежу на земле. Вокруг много народа» - рассказывал Валерий Васильевич жене.

В парадном строю (из семейного архива)

   До этого Любовь Николаевна, не верившая в судьбу, поняла, что над ее мужем навис страшный рок. Вспомнился еще и подарок, привезенный мужем из Монголии, черный пеньюар. «Как потом оказалось, Валерий Васильевич подарил мне смерть, я предчувствовала страшную беду», - рассказывает Любовь Николаевна. «Без воли Божьей ничто не происходит, путь к Богу у каждого человека свой - продолжает она, - почему Господь забрал его? Для чего-то ведь... Значит ему этот путь предназначен. Но ведь он мог еще что-то сделать, не менее важное в своей жизни, не менее серьёзное, не менее полезное. Я себе молитву придумала, я её часто произношу. "Ниспошли мне Господи веру, надежду, смирение, покаяние, мудрость, силу для того, чтобы пережить все это ". Вот так, открыто исповедать свою веру может далеко не каждый. Вера - это глубоко личное чувство...
   Потом она немного помолчала, видимо, собираясь с силами. Еще раз пережить смерть любимого человека очень тяжело. «Накануне, вечером я отправилась с сыном за покупками, - продолжила Любовь Николаевна, - у Валерия Васильевича в это время проходили учения. Вечером того же дня пришло страшное известие».
   «24 августа 1982 года в 18 часов 30 минут погиб командир экипажа самолета АН - 12 -Доценко Валерий Васильевич, Произошло это недалеко от Читы, Его самолет с экипажем потерпел аварию. Спасая своих товарищей и подчиняясь приказу довести самолет до аэропорта в г. Чита, он навеки остался в памяти земляков героем»


Пусть Там, в заоблачной дали, где солнца вечный свет,
Ты всё-таки меня дождись, дай верности обет.
И даже рухнув с высоты (я знала - быть беде),
Ты всё равно меня дождись, ведь я лечу к тебе.
Я добегу, я долечу! Ты только вечно жди.
Я напоследок прокричу: «Проклятые дожди!»
И даже в огненном аду горящий самолёт
Сквозь тучи, бурю и грозу меня к тебе несёт.
Хотя бы помнить обещай до окончанья лет.
Мое последнее «Прощай»- инверсионный след.

   «Валера лежал, вцепившись пальцами в землю, будто в последний раз хотел обнять весь мир», - рассказывает Любовь Николаевна. Друзья и коллеги Валерия Васильевича тяжело переживали смерть своего товарища. В обращении командования войсковой части № 26212, где служил Валерий, к Полине Максимовне есть и такие слова: «Героический поступок Вашего сына - пример мужества и беззаветного служения Родине».
 
Неправда это, что не плачут мужики-
Распространённая житейская ошибка,
Когда в руке ещё тепло его руки,
Всё остальное неразборчиво и зыбко...
И память ложью не казнить, не скрыть во мгле,
И не нужны нам, господа, реестры павших,
Взгляните в небо, со звездою на крыле
Парящий ангел! Это кто-нибудь из наших!
И сколько призванных? Уже не перечесть!
И взвесить доблесть чем? Чем мужество измерить?
ИМЕЕМ ЧЕСТЬ, ПОКА В НАЛИЧЬЕ ЧЕСТЬ,
ТЫ СЛЫШИШЬ, ГОСПОДИ? В РОССИЮ МОЖНО ВЕРИТЬ!
(Александр Королёв)

   Сослуживцы Валерия Васильевича старались сделать все необходимое для семьи Доценко. Они обратились к командующему БТА ВВС войсковой части № 25969, а также в Областной Комитет ВЛКСМ к первому секретарю г. Тула, с просьбой помочь Любови Николаевны вместе с сыном Алексеем Валерьевичем перебраться на постоянное место жительства в Тульскую область
   Любовь Николаевна говорит, что товарищи Валерия Васильевича по забайкальскому небу помнят о нем и до сих пор навещают ее. Валерия Васильевича собирались представить к званию Героя Советского Союза, но... ограничились орденом Красного Знамени № 482406 от 27 декабря 1982 года «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР» (посмертно). Перестраховщики и "переоценщики" героического всегда есть в жизни, уместно вспомнить и горьковского осторожного человека из «Легенды о Данко». Тем более по тогдашним, советским правилам сверхъестественности постарались как-то "поскромнее" обозначить происходящее. Одно дело - бился бы с врагом, а другое - заправили-то разбившийся самолет некондиционным топливом, что и привело через засорение фильтров к остановке всех четырех моторов.
   Но суть подвига Валерия Васильевича Доценко от этого не меняется. Стоит в Забайкалье на месте гибели летчика обелиск, его имя навечно занесено в списки родной части.
   Валерий Доценко с высокими почестями похоронен в Узловой. Его вдова вместе с сыном Алексеем тоже живут в этом городе. Мама Валерия Васильевича и брат - Николай Васильевич- учитель биологии, умерли несколько лет назад. Но до сих пор и в школе № 3, где работал его брат Николай Васильевич, и в школе № 16, где учимся мы, помнят и чтят подвиг нашего летчика, спасшего экипаж самолета АН-12.
   Пообщавшись с Любовью Николаевной, мы многое узнали о судьбе нашего земляка. У него есть чему поучиться молодому поколению. Хотелось бы, чтобы не только мы, но и остальные ребята из нашей школы и из других школ знали, что узловская земля богата героями, которыми мы гордимся.
   Мы с удовольствием передадим все собранные материалы о Валерии Васильевиче для нашего школьного музея, а так же всем, кто заинтересуется жизнью и судьбою этого замечательного героя нашего времени.
   «Мертвые сраму не ищут», - утверждают наши былинные предки. Что в этом понятии - безысходность, забвение или нечто иное? Думается то, что составило суть подвига Доценко, та степень самопожертвования и самоотречения во имя других, когда мертвый становится вечным, светоносным началом всего сущего на земле, где иное противоположное - именно «срам».

   В исследовательской работе были использованы:
Статья «Навеки тридцатилетний» Владимира Положенцева, газета «Знамя» от 20 февраля 2001 года
Передача узловского радио: автор – Александр Хорев, Летчик Доценко, 2004 год
 
* * *

   Я очень хорошо помню этот летний вечер 1982 года. У нас на посёлке было довольно мало квартирных телефонов. Когда работала шахта, то аппараты ставили только шахтным специалистам. В числе таких специалистов был и мой отец. Потом, когда шахту закрыли, номер за нами сохранился. Телефон долгое время не был подключен к АТС, а обслуживался телефонисткой коммутатора шахты, а потом предприятия, которое создали на её базе. На нашем посёлке в то время (как и сейчас) не было ни почты, ни телеграфа. Чтобы вызвать скорую помощь, которая приезжала из соседнего посёлка, надо было идти или на проходную клавиатурной фабрики, или к кому-то из поселковых, у кого был дома квартирный телефон. Как я уже сказал, в число таких жителей входила и моя семья.
   В тот августовский вечер наш телефон неожиданно зазвонил, когда на улице уже было темно. Женский голос спросил у меня, поднявшего телефонную трубку: «Знаю ли я семью Доценко?». Услышав утвердительный ответ, этот же голос попросил меня сходить к ним домой и передать матери, что её сын Валерий погиб при выполнении служебных обязанностей, пришла срочная телеграмма из военной части, но им просто некому её так сразу доставить, доставят завтра.
   На той стороне трубку положили, а я еще долго стоял и думал – как пойти и сказать эту фразу? Почему именно мне выпало стать вестником этой страшной трагедии? Ноги просто отказывались идти в сторону Комсомольской улицы
   Потом пришло понимание, что не имею я права в эту минуту мешкать и сомневаться. Пошёл. В их окнах горел свет. Я постучал. Вышел Николай, его лицо было заплакано. Мне ничего не пришлось говорить. Они уже всё знали.
   Потом было несколько очень трудных дней. Мы с друзьями рыли могилу на узловском кладбище, помогали с похоронами.
   Я первый раз видел, как хоронят с воинскими почестями. Был и почётный караул, и прощальный автоматный салют, и торжественное прохождение небольшого местного воинского подразделения парадным маршем.
   С того дня портрет Валерия с чёрной ленточкой постоянно стоял на видном месте в доме на улице Комсомольской.
Пишу это, чтобы помнили – страшнее смерти только забвение.


PS – официальная сводка из сборника «Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы военной авиации в СССР и России»

   И последнее: у лётчиков есть в Интернете свои сайты и форумы, на которых, кроме всего прочего, они обсуждают свои аварии и катастрофы. Есть обсуждения и абстоятельств катастрофы с экипажем В.Доценко: Выдержки - без комментариев, в том числе и ответы на мои вопросы:

   …по катастрофе Ан-12 24.08.82г., КВС Доценко В.В.(выпуск БВВАУЛ-74). Полк был поднят по тревоге. Руководил заварухой г-л Заика. После отказа первого Валера, как положено, доложился, но получил команду следовать в боевом порядке. Команду на выход из БП получил только после отказа второго. После отказа третьего и принятия решения (правильного) на покидание, получилась задержка: слишком долго выталкивали бортехника по АДО, соответственно потеряли высоту. Валере досталась одинокая сосна на одинокой сопке. Со слов однополчан ему бы на секунду раньше или позже и парашют бы хлопнул... А причиной отказа двигателей стала антикристализационная присадка ТГФ-М, т.е."медуза" в топливе. После этой катастрофы осталась только жидкость "И". Ну а перечисленных выше виновников сделали козлами отпущения, следуя дурной традиции - кто-то должен же ответить

   …Неофициально причина гибели командира в потере времени и высоты во время попыток выкинуть одного из членов экипажа (адошника, если не ошибаюсь) с парашютом. А он упирался и орал, что не раскроется, так как снял с ранца парашютные резинки для изготовления цепочек. Доценко прыгал последним и, по-моему, попал на склон сопки. Парашют не успел наполниться.

   …резинки - это металлические пружины в чехле. Они раскрывают клапан открытия парашюта при выдергивания кольцом чеки, которые удерживают эти пружины, но я не думаю, что в экстремальной ситуации они занимались разборками, надо было прыгать без раздумий, открывая парашют на борту, выдернув чеку, и взять в руки вытяжной парашютик, так что я этой версии не верю!!!!

   … Спасательный парашют уложен в специальный ранец. Получается такого рода рюкзак, который укладывается в чашку кресла. Лётчик сидит на парашюте, нацепив подвесную систему. Уложенный парашют лежит в ранце, который раскрывается как конверт - на 4 сегмента. На первом сегменте приклепаны специальные выступы. На эти выступы одеваются остальные "лепестки". Все эти лепестки подпружинены специальными растяжками, которые представляют собой 4 пружины из проволоки 0,7 мм, диаметром 3 мм и длинной 45 см. Без этих растяжек парашют просто не раскроется! Пружины хромированы и зашиты в ткань. Вот из этих пружин, у нас было модно делать цепочки. Откусывается 2 мм кусок пружины, на него надевается такой же кусок, на него следующий, и вот так получается цепочка. Колечки все хромированы, из высококачественной стали, короче, Вещь! Если человек знал, что он свой парашют испоганил - заставить его выпрыгнуть очень сложно!

   …Судьба потом наказала этого человека (это действительно борттехник по АДО)- служа в Арцизе, получил 5 лет за убийство женщины. Сейчас опустился окончательно и бомжует в Мелитополе.

Так выглядят брошенные авиационные гарнизоны в Забайкалье…
____________________

   26 сентября 2015 года в средней школе № 16 (г. Узловая, пос. 5/15) состоялось открытие мемориальной доски памяти выпускника школы, командира транспортного военного самолёта Ан-12 гвардии капитана Доценко Валерия Васильевича. Приятно сознавать, что к этому событию мы имеем непосредственное отношение.
 
Видеорепортаж открытия памятной доски



А это видеофрагмент передачи местной телекомпании «Каскад»

 
Категория: История родных мест | Просмотров: 3798 | Добавил: foxrecord | Рейтинг: 5.0/5 |
Всего комментариев: 4
4 foxrecord  
0
Из фондов
Муниципального бюджетного учреждения культуры Узловский художественно-краеведческий музей



Портрет гвардии капитана Доценко В.В. с доски почета в/ч 26212


Регистрации брака семьи Доценко в поссовете п.Дубовка

3 foxrecord  
0
Катастрофа Ан-12БП, командир корабля Доценко
24.08.1982
Тип самолета Ан-12БП
Место происшествия близ Читы
Командир экипажа Доценко Валерий Васильевич

Условия

День, сложные метеорологические условия, низкая облачность, дождь, ограниченная видимость, сильный ветер.

Обстоятельства

Полк был поднят по тревоге командованием ВТА с обозначением выполнения втап поставленной боевой задачи. Экипаж Д. выполнял полёт по маршруту в боевом порядке "поток" в облаках. Через прибл. 18 мин после взлёта с-та произошло самопроизвольное одновременное выключение двигателей №1 и №2 с автоматическим флюгированием воздушных винтов. Экипаж доложил РП о случившемся и получил команду на выход из боевого порядка и следовать на аэр.Чита, где расположены два аэр.Черемушки и аэр.Кадала. Из-за недостатка мощности 2-х работающих двигателей экипаж продолжал полёт со снижением. При перемещении РУД 3 и 4 двигатели по причине некондиционного топлива загружались периодически, что и послужило задержкой в своевременом принятии решения на покидание ВС. Фактически самолет снижался с вертикальной скоростью 1-2 м/с и терял скорость до 180 км/ч. Требовались очень большие физические усилия, чтобы удержать с-т от сваливания. Приблизительно через 17 минут после отказа 1 и 2 двигателей выключился двигатель № 3, после чего Д. принял решение (правильное) на вынужденное покидание экипажем с-та и дал команду на начало покидания на Н=1900м по давлению 760 мм.рт.ст. После отказа 3-го двигателя с-т стал заваливаться влево на скорости 250-280 км/ч с вертикальной 20-25 м/с приступили к снижению с большим градиентом. ПКК открыл аварийный люк и с Н = 400-500м первым покинул штурман Сергей Панферов, за ним радист Анатолий Макаренко, ст.б/техник Игорь Автушко, далее с Н=100-200м бортАДО Вячеслав Бузюмов (после "легких" уговоров со стороны ПКК на его покидание). Стрелок Николай Зайцев покинул с-т автономно с Н=150-100м. Помощник командира Константин Табаков покидал с-т с Н=70-100м методом срыва, когда его буквально вырвало из с-та куполом парашюта. В этот момент выключился 4-й двигатель, через 27 сек после отказа 3-го двигателя. Д. до последнего оставался на рабочем месте, обеспечивая покидание машины всеми членами экипажа. Командир корабля покинул с-т последним. Из-за малой высоты парашют не наполнился и он погиб. Д. и его самолёт упали рядом на одинокой сопке. Снижались и приземлялись скоротечно прибл. 3-5 сек. после отделения от с-та поперек горных хребтов, что в какой-то степени прибавляло несколько метров высоты, в непролазной тайге в районе полигона где была "мертвая" зона. До темноты нашли и место падения с-та и место удара о землю Д. Их поднимали на вертолете по лестнице. Штурмана и радиста нашли только на следующий день из-за плохих погодных условий на месте падения, низкая облачность и дождь препятствовали силам ПСС в поиске оставшихся двоих членов экипажа.

Экипаж

Командир корабля - Доценко Валерий Васильевич погиб. Его экипаж -6 человек спаслись.

Причины

Самолет был заправлен некондиционным топливом с примесью воды. А причиной отказа двигателей стала антикристаллизационная присадка ТГФ-М, т.е."медуза" в топливе. После этой катастрофы осталась только жидкость "И".

Выводы

Экипаж действовал умело. Недостатки в АТО полетов со стороны обато.

Рекомендации

Входной контроль качества поступающего топлива и всесторонняя его проверка для исключения попадания воды и наличия нестандартных присадок в топливе.

Источник

2 foxrecord  
Из письма Николая Леонова: "... В училище поступать приехали вместе из Тулы. Нас было 17 человек. Из 17-ти поступило только 3 человека, два Валеры и я. Трудностей при поступлении в училище у Валеры не было, но волнения, конечно, присутствовали. После поступления попали мы в 4-й а-э, но в разные отделения, Валера был в 18-м.


На первом курсе

С учебой и с лётной практикой у Валеры проблем не было. На 2-м курсе летали на L29 в Ртищево, на 3-м на Ан-24 в Петровске и в п.Горный в Саратовской обл. На 4-м курсе была стажеровка в строевых воинских частях на Ан-12. Фото с парашютом в статье - это курсантское фото. Рядом с Валерой командир отделения сержант Трушевич."


Это я с Валерой на втором курсе, во время летной практики в Ртищево

1 foxrecord  
В связи с тем, что в адрес сайта и этой статьи пришло сообщение, в котором пишется, что в последних репликах содержится неправда, и в этом обвиняется автор статьи, поясняю, что вся информация о возможных причинах взята автором из открытого источника, форума www.forumavia.ru. Обсуждение этой аварии началось без участия автора еще 08.10.2009 г., мнения были высказаны тремя форумчанами. В подтверждение этого привожу скан с этого форума в той последовательности, в каком реплики там находятся. Я обязаюсь опубликовать опровержение, и убрать последние абзацы из статьи, если действительно на этом форуме содержится неверная информация. Хотелось бы только, чтобы и опровержение было достоверным.

Скан переписки на форуме

Скан статьи В.Положенцева «Знамя» 20 февраля 2001 г.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Главное меню сайта
  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Каталог статей
  • Каталог файлов
  • Фотоальбомы
  • Мысли вслух
  • Наши консультации
  • Гостевая книга
  • Форум
  • Игры
  • Веб-камера(Обр.связь)
  • Радио Surf
Разделы дневника
История родных мест [68]
В.М.Женко о войне [6]
Гитары советской эпохи [9]
Сам себе мастер [6]
Вспоминая друзей [5]
Из студенческой жизни [8]
Вам бы тут побывать [8]
Необъяснимое [2]
Уши, лапы, хвост [3]
О музыке и не только [2]
С улыбкой [2]
По немногу обо всём [1]
Форма входа
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта

Мои фотоальбомы
Случайная фотография

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1071
Мой канал на YouTube
Помощь на оплату
хостинга
Добавить в закладки


Copyright MyCorp © 2024

Рейтинг@Mail.ru