Рейтинг@Mail.ru
Понедельник, 21.10.2019, 04:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Мир моих надежд
Главная » 2009 » Ноябрь » 12 » Человек, влюбленный в Сахалин...
Человек, влюбленный в Сахалин...
20:57
 
Интернет – это такой цилиндр провинциального фокусника, из которого тот непрерывным образом достает то цветные бесконечные ленты, то живую курицу или кролика. Каждый из нас при этом является участником этого таинственного и необъяснимого действа, эпизоды которого вызывают какие-то ассоциации или воспоминания…Как-то, проглядывая очередной фотосайт, я споткнулся о пейзажи , сидевшие где-то глубоко в моих детских воспоминаниях. Сахалин…
А почта с пересадками летит с материка.
До самой дальней гавани Союза…
Моё не очень долгое сахалинское детство оставило в моей книге жизни на её полях много заметок и закладок. Жили мы в очень маленьком шахтерском городке с таким же самым названием Шахтёрск, да простят меня за тавтологию. Впрочем, так называться он стал в 1947 году после победы над Японией. А до этого это был провинциальный японский город Торо, что в переводе с местного наречия означало «земля». В этой самой земле, а точнее в Сахалинских сопках трудящиеся Советского Союза в числе которых был мой отец, добывали уголь, который чуть раньше всем известный тогда дедушка Ленин называл «настоящим хлебом промышленности». Кстати про дедушку Ленина, очень давно, когда моя дочка Лена была очень маленькой, я показывал ей портрет вождя мирового пролетариата и неосторожно сказал, что это дедушка Ленин. Для дочки это сложилось в такое понятие: она Лена, дедушка Ленин – значит, её дедушка…Но я отвлёкся. Город был (да и есть) расположен очень живописно: практически в черте города начиналась тайга, сразу за горным ПТУ, тут же , совсем недалеко большое соленое озеро, вода в котором летом достаточно прогревается и в нем вполне можно купаться.

ФОТОГРАФИИ - Подсевалов Юрий

   Море, а вернее Татарский пролив, тоже недалеко, при желании сходить туда особого труда не представляло. Помню, как-то раз меня взяли с собой на рыбалку взрослые рыбаки. В качестве снасти соорудили мне достаточно большой, широкий сачок. Принцип ловли заключался в подставлении этого орудия под приливную волну, после отхода, которой в сачке должно было быть полно рыбы. Почему-то это процесс происходил ночью в свете портового маяка. Объектом лова была корюшка и местная рыбёшка наподобие мойвы с пикантным названием «уёк». Надо сказать, что сачок первой же волной у меня из рук вырвало и, оставшись безоружным, я просто стал собирать рыбу, оставшуюся на песке после отхода волны. Тут необходима была достаточная сноровка, чтобы не попасть под следующую волну (под которую я, конечно, попал и полночи потом грелся и сушился возле рыбацкого костра). Этой мелкой рыбы там видимо-невидимо, у каждого в доме большие снизки сушеной, её даже добавляют в лунки при посадке картошки в качестве фосфорного удобрения.

ФОТОГРАФИИ - Подсевалов Юрий

   Местная тайга очень колоритна, много в то время было сухих, обгоревших деревьев, оставшихся после войны и стоявших как часовые тех грозных лет. Пихтовые чащи, папоротники выше человеческого роста, брусника, черника, голубика…полный набор сказочного Лукоморья. Кстати, и медведи в тех краях тоже водились, самая большая сопка называлась Медвежка, один её склон был густо поросший тайгой, другой абсолютно голый. По слухам на вершине лежал разбившийся когда-то самолет. Впрочем, самолетов в тайге сбитых во время войны в то время в тайге было много, и наших и японских.. У меня в лесу была своя тайна…Как-то наткнулся я на рухнувший ствол дерева, корни которого были вырваны из земли и образовывали своеобразный шатер. Накрыв его корой и хвойными ветками, у меня получился очень просторный, теплый и непромокаемый шалаш-вигвам, в котором я проводил очень много времени. Любимые детские книги тех лет: «Школа Робинзона» и «Маленькие Дикари»… Любая информация про индейцев не просто читалась, а проглатывалась, а многое переписывалось в специальную тетрадку…И не только детская литература читалась вроде Майн Рида или Ф.Купера, но и вполне взрослые книги вроде «30 лет среди индейцев» Джона Теннера . Правда переночевать в моём вигваме родители мне так и не позволили.

ФОТОГРАФИИ - ШМАТКО В.В.

   Еще одной достопримечательностью города была японская узкоколейная железная дорога, по которой отвозили в порт уголь маленькие тепловозики в маленьких вагончиках. Сама линия проходила по очень живописным местам, а самое интересное, ближе к морю она входила в 400 метровый тоннель-пещеру, единственный в России «транзитный» («сквозной») тоннель на узкоколейной железной дороге колеи 750 мм.. С этой дорогой связан один мой детский грех, сперли мы как-то с друзьями в маленькой будке при дороге телефон, поразивший нас тем, что на корпусе у него была ручка, как в фильмах про революционные времена («барышня, Смольный…») Цель хищения была конечно научно-исследовательская, но всё равно теперь стыдно…Прости, Родина-Мать…

ФОТОГРАФИИ - ШМАТКО В.В.

   Население города, как и всего Сахалина, разнообразно и интернационально. Кроме местных много приехавших с материка, как мой отец, и оставшихся навсегда, очень много корейцев, родившихся уже здесь и полностью обрусевших. Моими лучшими друзьями тех лет была семья Хван, брат и сестра, мы жили в одном общежитии, они у старшей сестры. Ни языка, ни письма корейского они уже не знали. Корейцы полностью ассимилировались в этом сахалинском колхозе и напоминали о себе только стойким запахом национального блюда – чамчи, продававшегося на рынке, местонахождение которого по запаху и определялось. Изготавливалось это заморское чудо из капусты, которую квасили с большим количеством красного перца и чеснока. Не знаю…мал я тогда был…11 лет, запах помню до сих пор, как это можно было есть – не представляю, но отцовы друзья говорили, что под водку очень даже ничего…Местные застолья от материковских отличались конечно наличием на столе красной икры и горбуши, да песнями, главной из которых была «Ванинский порт».
Я помню тот Ванинский порт
И рёв пароходов угрюмый,
Как шли мы по трапу на борт
В холодные мрачные трюмы.
На море спускался туман,
Ревела стихия морская.
Лежал впереди Магадан,
Столица Колымского края.
   Всё-таки осталась в той земле генетическая память о временах, когда этот благодатный край был каторгой, сначала Российской Империи, потом империи Советской…Память ГУЛАГА неистребима, и, слава богу, чтоб не допустить более такого никогда…
Просматривая Сахалинские новости в инете и копаясь в поисковиках, ища зрительный ряд для этих строк (своих фотографий тех лет не осталось), я всё натыкался на сообщения про шахтерские забастовки, ликвидацию последствий землетрясений и прочие негоразды… Больше 30 лет прошло с тех пор, как я жил на Сахалине, судя по фото, не изменилась чудная природа тех мест, правда и жизнь к лучшему особенно не изменилась…
использованы материалы:


 
Категория: История родных мест | Просмотров: 7242 | Добавил: foxrecord | Рейтинг: 4.5/11 |
Всего комментариев: 11
11 Веселовский  
Один мой Знакомый - хороший человек, в 70-е (!) летал на японском гидро ЗЕРО . На Сахалине. И говорит, что там в бункерах ещё сидели японцы.......

7 Modo  
А кто же автор этой заметки?

8 foxrecord  
Блог-то авторский...Не очень большой период моего детства прошёл на Сахалине. У меня там похоронен отец.

9 Modo  
Ага, значит это ты про себя писал.
А до скольки лет ты там жил?

10 foxrecord  
Мы там жили недолго. Чуть больше года, 11-12 лет мне было...

6 Виртуальный Пилигрим  
Очень интересные добавочные коментарии,читал об этом когда-то в перестроечные времена в газете.

5 Павел Вспышкин  
Да, действительно дерзкий проект. Жаль недостроили. Фотографии-редкость!! Настоящая удача!!

4 foxrecord  
Наконец-то нашел фотографии недостроенного тоннеля




Сахалин.Мыс Погиби.Остатки дамбы


Сахалин.Мыс Погиби.Заросший шурф


Сахалин.Мыс Погиби.Брошеная 50-ти метровая шахта


Материк.Мыс Лазарева.Виден один из искусственных островов в проливе (Второй уже размыло)


Материк.Мыс Лазарева.Остатки строительной дамбы


http://vff-s.narod.ru/sakh/tp/i02.htm
http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-intro/60390
http://www.sakhalin.ru/Region/tunnel/build.htm
http://www.esosedi.ru/onmap....=2&mt=0
http://vff-s.narod.ru/sakh/tp/p1/p03.htm
http://forum.mymetro.ru/index.php?showtopic=12921
http://isakov.narod.ru/otch/dv2.htm

3 Павел Вспышкин  
Я на заре своей юности жил в Николаевске-на-Амуре​, расположенном в низовьях Амура, на материковой части Татарского пролива. И там, со времён основания города и постройки укрепрайона в 1850году Геннадием Ивановичем Невельским была сооружена, точнее прорыта в горе Чныррахская крепость и разветвлённая сеть тоннелей,тянущихся на десятки(если не сотни) километров соединяющая бетонные дзоты.С этой горы в хорошую погоду виден Сахалин.Названа крепость по гиляцкому урочищу Чныррах, что у подножья горы.Крепость получается полностью подземной, на поверхности только бойницы для пушек и бетонные дзоты.От пристани в селении,куда водным путем подвозились провиант и боеприпасы, шла узкоколейка в гору в тоннель, который в 1970-х годах был замурован.(Тогда же были вывезены пушки, одна установлена в центре города у памятника Г.И.Невельскому "от почитателей его заслуг".Кстати, надпись на пушке гласит, что одним из соратников Г.И.Невельского и создателей укрепрайона был Можайский- дедушка русской авиации в последствии.)Но через бойницы в крепости ребята лазили внутрь.Тоннели очень большой протяженностью и по рассказам очевидцев, можно было выйти в п.Сахаровка(10-15км от крепости)на берегу Амура или на склоне соседней сопки.Узкоколейка была проложена внутри крепости и по ней таскал грузы паровоз, который остался замурованным в крепости.В 1980-х годах его ещё видели внутри, но потом были проведены взрывы и замуровали ещё несколько подходов, своды тоннелей, ведущих к нему стали обрушаться.В 1992 году знакомый лазил по тоннелям в п.Сахаровка от дзота к дзоту и говорил, что они в очень хорошей сохранности,целы кабели, идущие по стенам и железо даже не ржавое внутри.И всё было построено за сто лет до гулаговских времен.

2 foxrecord  
...в послевоенные годы (в 1950 г.) было издано секретное постановление Совмина СССР о строительстве тоннеля через Татарский пролив, чтобы связать материк железной дорогой с о. Сахалин. Со временем секретность сняли, и доктор физико-механических наук Л. С. Берман, работавшая там в это время, поведала в 1991 году в своих воспоминаниях воронежскому отделению "Мемориала", что строители не столько строили, сколько восстанавливали уже существующий тоннель, проложенный в глубокой древности, чрезвычайно грамотно, с учетом геологии дна пролива. Упоминалось и о странных находках в тоннеле – непонятных механизмах и окаменелых остатках животных. Все это потом исчезло в секретных базах спецслужб. Так что не лишены основания заявления П. Мирошниченко о том, что наша страна и Дальний Восток пронизаны тоннелями. И этот использовавшийся тоннель, не исключено, ведет далее через о. Сахалин в Японию...

http://pozitifno.ru/read....to.html
http://blog.kp.ru/users/2614890/post112985990/

1 foxrecord  
Тоннель между островом и материком

Идея соединить железной дорогой о.Сахалин с материком впервые рассматривалась в конце 1930-х гг. Тогда же был предложен вариант строительства тоннеля под Татарским проливом протяженностью 8 км (от мыса Лазарева до мыса Погиби). Начались предпроектные и подготовительные работы, но они были прерваны Великой Отечественной войной.
Возобновились работы в 1947 г. Вскоре было утверждено технико-экономическое обоснование проектирования, а 5 мая 1950 г. Совет Министров СССР принял решение о сооружении линии от Комсомольска-на-Амуре до Победино (на Сахалине) с тоннелем-переходом, обеспечивающим надежный выход по железной дороге к незамерзающим сахалинским портам. Спустя неделю приказом министра внутренних дел в системе ГУЛЖДС было создано два номерных подразделения: “Строительство № 506” с центром в Александровске-Сахалинском и “Строительство № 507” с центром в Де-Кастри. Вместе с учрежденным непосредственно для прокладки тоннеля “Строительством № 6 МПС СССР” они образовали систему, объединившую огромные материальные ресурсы, рабочую силу и технику. По плану общая протяженность железнодорожной линии составляла более тысячи километров, тоннеля - около 10 километров. Предполагалось завершить сооружение железной дороги и тоннельного перехода в 1955 году, а двумя годами раньше открыть сквозное временное движение с использованием паромной переправы.
Известно, что за ходом строительства следил лично И. В. Сталин.
Идея тоннеля не была авантюрой тоталитарного режима или прихотью диктатора, как это стали представлять позже. Она опиралась на трезвый инженерный расчет (Россия всегда славилась своими инженерами), учитывала тенденции развития и долгосрочные государственные интересы. Тоннель уже тогда представлялся более выгодным вариантом по сравнению с паромной переправой или мостовым переходом.
Строительство началось летом 1951 г. и осуществлялось силами заключенных и японских военнопленных.За два года были произведены широкие изыскательские работы, разработаны технические проекты материковой и островной части дороги до тоннеля. Одновременно - с конца 1950 года - приступили к работам строительные подразделения. На 1 января 1952 года контингент островных лагпунктов составлял 12,5 тысячи заключенных, на материке в общей сложности трудилось около 7 тысяч человек. К весне 1953 года было уложено 120 километров пути, выполнен большой объем работ по сооружению пирсов и подходов к паромной переправе, произведена отсыпка искусственных островов в проливе для проходки вертикальных шахтных стволов, сооружены обе портальные выемки и начата проходка тоннеля со стороны материка.По непроверенной информации в ходе работ построена дамба на материке 2 км, на острове 2,3 км. Пройдено 7,8 км тоннеля В составе объектов 507-й стройки значилась и уникальная электростанция, которая должна была обеспечивать энергией движение на подходах к тоннелю, в нем самом и частично - на Сахалине. Эта электростанция проектировалась как подземная, чтобы быть более защищенной на случай войны. Для более быстрого сооружения тоннеля предполагалось в рамках интернациональной помощи привлечь рабочих из Китая и Северной Кореи.
С началом корейской войны строительство замедлилось.
5 марта 1953 года умер И. В. Сталин. А 21 марта министр внутренних дел Л. П. Берия, в тот период являвшийся еще и первым заместителем председателя Совета министров СССР, направил в президиум Совмина записку с проектом постановления о прекращении работ по возведению более чем 20 крупных проектов, строительство которых “не вызывается нуждами народного хозяйства”. Все работы на сооружении тоннеля под Татарским проливом были прекращены постановлением Совета министров СССР от 26 мая 1953 года. Недостроенные объекты попросту бросили, хотя до сих пор остатки огромных бетонных сооружений видны и на сахалинской, и на материковой стороне. Между тем надо отметить, что эта затея по дерзости превосходила все существующие ныне подводные переходы - даже такие известные, как тоннели под проливом Большой Бельт в Балтийском море и под Сангарским проливом в Японии. Специалисты утверждают, что по сложности преодоления водной преграды между материком и Сахалином - с учетом неустойчивых грунтов и сильных течений - “сталинскому” тоннелю не было бы равных в мире.

http://www.nsc.ru/HBC/hbc.phtml?11+205+1

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Главное меню сайта
  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Каталог статей
  • Каталог файлов
  • Фотоальбомы
  • Мысли вслух
  • Наши консультации
  • Гостевая книга
  • Форум
  • Игры
  • Веб-камера(Обр.связь)
Разделы дневника
История родных мест [54]
В.М.Женко о войне [6]
Гитары советской эпохи [9]
Сам себе мастер [5]
Вспоминая друзей [5]
Из студенческой жизни [8]
Вам бы тут побывать [8]
Необъяснимое [2]
Уши, лапы, хвост [3]
О музыке и не только [2]
С улыбкой [2]
По немногу обо всём [3]
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Друзья сайта

Мои фотоальбомы
Случайная фотография

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1030
Мой канал на YouTube
Добавить в закладки


Copyright MyCorp © 2019

Рейтинг@Mail.ru