Регулярно приезжая в Харьков, я всегда хотел сходить на местную «барахолку» поискать старые советские электрогитары. Искал я их на Барбашевском рынке, на радиорынке, даже на книжном базаре (винил же там продаётся, почему бы не быть и гитарам). Всё это было абсолютно безрезультатно. Почему-то мысль, поискать ответ в Интернете, сразу в голову не пришла, Но однажды я всё-таки задал этот вопрос своей любимой поисковой системе «Нигма», и оказалось, что то, что я ищу, находится в двух шагах от
Благовещенского собора, в который я захожу обязательно в каждый свой приезд. Это знаменитый «Благбаз» - Благовещенский базар, открытый еще в 1833 году - «15 июня 1833 года состоялся приговор Харьковского общества о переводе базара с тогдашней Михайловской площади, обращенной по Высочайшему повелению в плац-парадное место, на Благовещенскую, приобретенную покупкою». Жизнь каждого харьковчанина, так или иначе, связана с этим местом. Упоминание о нём можно найти в произведениях Валентина Катаева, Юрия Олеши, Вениамина Каверина. А вот как вспоминает о «Благбазе» времён войны Людмила Марковна Гурченко в книге
«Мое взрослое детство»:
«Главным местом всех событий в городе был наш Благовещенский базар. Здесь немцы вешали, здесь устраивали «показательные» казни, расстрелы. Жители города сотнями шли со всех концов на базар. Образовывался плотный круг. Впереди — обязательно дети, чтобы маленьким все было видно. Внутри круга — деревянная виселица со спущенными веревками. На земле несколько простых домашних скамеек или деревянных ящиков. Дети должны видеть и запоминать с детства, что воровать нельзя, что поджогом заниматься нельзя. А если ты помогаешь партизанам, то смотри, что за это будет...
Благовещенский рынок во время окупации Из темных машин выводили в нижнем белье мужчин с дощечками на груди «Вор», «Поджигатель», «Партизан». Тех, кто «Вор» и «Поджигатель», подводили к виселицам, вталкивали на скамейку и, не дав опомниться, оглянуться, покаяться, тут же выбивали скамейку из-под ног.»…
Снимок Благбаза с немецкого самолёта 1943 г. Здесь же была произведена первая в СССР публичная казнь нацистских преступников после освобождения Харькова. По приговору военного трибунала 4-го Украинского фронта к смертной казни через повешение были приговорены: офицер немецкой военной контрразведки Вильгельм Лангхельд, заместитель командира роты СС унтерштурмфюрер СС Ганс Риц, старший ефрейтор немецкой тайной полевой полиции (гестапо) Рейнгард Рецлав и местный житель — шофер харьковской газовой машины-»душегубки» Михаил Буланов. 19 декабря 1943 года приговор был приведен в исполнение перед зданием рынка в присутствии свыше сорока тысяч харьковчан.
Сегодняшний рынок очень большой, я не сразу нашел интересовавшие меня ряды «барахольщиков», располагавшиеся в конце базара, а когда нашёл, передо мной возникли вещи, как бы перенесённые машиной времени из разных её куточков в наши дни.
"Барахолка" в наши дни Здесь были многочисленные дровяные самовары, утюги, антикварная бронза, швейные машинки всех возрастов и калибров, фарфор, древние ламповые приёмники, солдатские каски времён обеих мировых войн… всего не перечислишь.
Чего тут только нет! Я, конечно, искал старые гитары, и одна нашлась среди медицинских костылей, бадминтонных ракеток и другого мотлоха.
А вот и цель моего похода Купив её и академ-значок (поплавок), который у меня когда-то был, я понял, что теперь мой Харьковский маршрутный лист принял в себя еще один пункт обязательного посещения.
Гитара, пренесённая с «блошиного рынка», оказалась Львовского производства. Детальный осмотр выявил, что когда-то это была бас-гитара. Впоследствии на неё прилепили гриф от Ленинградской полуакустики, превратив в шестиструнный вариант. Только гриф этот выглядел довольно убого, поэтому было принято решение его заменить.
А что это я такое купил? В поисках родного грифа была размещено объявление необходимого содержания на многих Интернет-ресурсах, форумах и досках объявлений. Даже написал письмо на фабрику-производитель - .ЗАО «Трембита», как положено, на украинском языке. Ответ мне пришел довольно скоро. – изготовить гриф заводчане брались, цена изготовления указывалась в пределах 200 гривен, только для этого я должен был привезти саму деку во Львов. Оно и понятно, всё-таки индивидуальной подгонки было не избежать, поскольку инструмент выпуска 1978 года. Вариант с поездкой во Львов был пока отложен, и пришло грустное понимание, что гриф мне не найти, по крайней мере, в ближайшее время. Значит надо делать «кентавра» - использовать гриф-донор подходящей конструкции с другой гитары. Донором была выбрана Лениградская «Мария» - пластмассовый инструмент массового производства, которая вскоре и нашлась. Дека её была безнадёжно испорчена, а гриф на первый взгляд был вполне работоспособен. Малоигранный гриф (лады без признаков износа) был перекрашен в чёрный цвет, который требовал обновления, что и было сделано.
Донорский гриф Установочные размеры оказались очень близки, ничего переделывать не пришлось, кроме подложки небольшой прокладки, т.е. при появлении на горизонте родного грифа, его можно было бы спокойно поставить на место.
Внешне гитара очень похожа на польскую «Defil Tarantela», только эфы наши дизайнеры-технологи развернули в обратную сторону, видимо, чтоб не было претензий по авторским правам.
1
2-ти струнная «Defil Tarantela» Кроме грифа пришлось восстанавливать и электрическую часть. Не зная родной схемы, поставил по регулятору на каждый датчик и один общий тембр. Сделал новые порожки, и верхний, и нижний, что надо – отполировал, схему заэкранировал. Получился очень даже красивый инструмент.
Ну как вам инструмент? После обтяжки струнами всех элементов гитары, когда окончательно всё станет на своё место, будет необходима некоторая регулировка, но это уже не ремонт, а, как написано в любых ПТЭ, «работа в порядке технической эксплуатации».
Мне гитара очень понравилась! А пока попробуем что-то сыграть:
Несколько финальных слов о самой Львовской фабрике.
Последняя фабрика в Украине Это последняя действующая фабрика музыкальных инструментов на территории Украины, но и она переживает очень тяжелые времена.
Делать можем многое Вхождение Украины в ВТО полностью и бесповоротно угробило отечественный музпром. Сейчас Львовская «Трембита» выпускает (вернее может выпускать) большой ассортимент инструментов, от бандуры до балалайки, но выживает за счёт производства кухонной мебели.
А выживаем за счёт мебели Фабрика основалась в 1946 году на базе мастерской по изготовлению и ремонту конных экипажей. Тогда же она стала носить название «Дослідно-експерементальна фабрика народних музичних інструментів» а с 1988 года – фабрика «Трембіта».
Прцесс производства акустических гитар У меня есть 12-ти струнная акустическая гитара Львовского производства, купленная в 80-х годах прошлого века, которую я очень люблю и считаю хорошим рабочим инструментом. Дай Бог, чтоб всё наладилось, ведь если производство станет, уйдут люди-мастера, а именно они вдыхают душу в каждый инструмент. Останутся у нас только китайские инструменты, а нужна ли нам китайская душа?