На сайте любителей советских гитар прочитал такую фразу: "Электрогитара «Тоника» должна быть у каждого советского гитарного коллекционера". Я, наверное, не являюсь коллекционером на все 100%, но гитара такая у меня появилась. Немного истории для тех, кто очень чётко знает, чем отличается «Ibanez – RGD320Z WH» от «Ibanez – ART120 WH» и очень слабо представляет вообще, что такое «Тоника». Согласно "Википедии": тоника или тоническое трезвучие - самый устойчивый аккорд лада. Гитара с таким названием стала самой знаковой электрогитарой в Советском Союзе. Рождена она была из идей ленинградской гитары «Ритм-соло», по отзывам специалистов - очень хорошей гитары для своего времени. Сначала её стали выпускать на свердловской фирме клавишных инструментов «Урал», потом производство расширили на мощностях фабрик в Ростове-на-Дону и Орджоникидзе (Владикавказ). Форма гитары уникальна в своей неповторимости. Трудно сказать, какая гитара послужила прототипом этому инструменту, в те времена дизайнерская мысль не знала ограничений. Внутренняя же сущность была заимствована у наших восточногерманских друзей концерна «Musima» Мой экземпляр был изготовлен на ростовской баянной фабрике, поэтому для порядка углубимся в теперь уже далёкую историю производства музыкальных инструментов на юге России. Ростов всегда считался очень музыкальным городом. Еще до революции здесь располагалась известная в Европе фабрика музыкальных инструментов «Наследники Л. Г. Адлер». Кроме фортепианного производства на территории нынешнего Ростова-на-Дону (прежде Нахичевани) изготавливались уникальные органы-оркестрионы. Таких мастерских было три — Стененко, Сулименко и Софронова. Иван Иванович Стененко кроме органов выпускал шарманки, которые в отличие от иностранных, воспроизводили не 8-9 мелодий, а 22, притом в авторской обработке.
Полёт дизайнерской мысли
Революция и гражданская война это всё, конечно, порушили, но характерно, что уже в 1921 году в Ростове открывается небольшая музыкальная мастерская по ремонту балалаек, мандолин и гитар со штатом из 10 мастеров. Через три года мастерская была преобразована в музыкальный комбинат, который к 1930 году освоил выпуск баянов. Удивительно, но и фортепианное производство в городе возобновилось сразу после Великой Отечественной войны уже в 1946 году. Еще всё было в руинах, а на площадях химической фабрики, которая выпускала бытовую синьку и еще что-то садово-огородное, основали Ростовскую фабрику клавишных инструментов (культура важнее была садово-хозяйственного быта!).
Фабрика клавишных инструментов на Горсоветской 83/68. Открытка 50-х годов.
Позже, в 70-х годах, баянная фабрика стала делать электрогитары «Тоника» и «Аэлита», а фабрика клавишных инструментов «Аэлиты» и «Стеллы». Самое печальное во всей этой истории то, что если сразу после гражданской и отечественной войн фабрики и производства открывались, несмотря на голод и общую разруху, то в нынешней России ни первая, ни вторая фабрики оказались абсолютно не нужны. На баянной ремонтируют деревянную тару, клавишная фабрика раздербанена под склады, а в красивейшем здании бывшего административного комбината сегодня располагается офис фирмы «Славянские обои»
Современный вид здания бывшей клавишной фабрики
Конструкция гитары, поселившейся у меня, отличается от заводской. Прежний хозяин по каким-то причинам установил на нёё темброблок, вернее «Устройство управления электрогитарой» Винницкого производства, которое штатно стояло на белорусских гитарах «Ритм-соло»(Футурама).
Моя "Тоника" до небольшого ремонта
Один из звукоснимателей оказался в "обрыве”, поэтому встал вопрос: - по какому пути двигаться, восстанавливать инструмент до его заводского вида, а это требовало замены пикгарда, звукоснимателей, электроники, или оставить его в таком виде, отремонтировав только датчик. На первом этапе решил ограничиться только датчиком, имея два звукоснимателя от «Элгавы», решил сначала поставить их комплектом, но, как назло, в одном из «Элгавских» "звучков” оказался абсолютно негодный сам магнит.
Из двух звукоснимателей сделаем один
Ситуация вырулилась установкой в корпус датчика «Элгавы» катушки с магнитом от «Футурамы», тем более что по электрическим параметрам «Футурамский» звукосниматель оказался более чувствителен. Пусть не казнят меня настоящие коллекционеры, со временем я доукомплектую эту гитару родными недостающими деталями, а пока она поиграет в таком гибридном виде.
Чистка, экранировка, полировка
Конечно, по инструменту был произведен весь комплекс работ по чистке-полировке, экранировке, перепайке. Из нержавейки были выточены новые втулки для колков и антабки для ремня. Из электрода по нержавейке был сделан рычаг тремоло, правда, за образец был взят имеющийся у меня в наличии "Ураловский" рычаг (грех, конечно, но советский гитарпром допускал использование комплектующих одной модели для комплектации другой). На выходе гитара получилась очень красивая. Истины ради надо отметить, что родной «Тониковский» варитон был такой тугой и шумный, что во время игры переключить тембра нечего было и думать, это отзывалось мощнейшим шелчком в колонках, грозящим разрывом динамика, клавиши же абсолютно бесшумны.
Ремонт закончен. Пока нет бриджа...ищем...
Честно сказать, никогда не думал, что у меня появится «Тоника», хотя это была первая заводская электрогитара в моей жизни. Были у нас в школе две свердловские «Тоники», обе шестиструнные, но одну приходилось использовать как бас-гитару, поскольку таковой просто не имелось. И вообще сначала у нас и было-то всего - две гитары и ударная установка непонятной комплектации. И музыка была соответствующая. Обычно школьный ансамбль состоял из десятиклассников. Но в году 1975, примерно, появился у нас новый военрук – Юрий Аркадьич, он сам умел играть на гитаре и, как-то само собой, возглавил это дело. Появился у нас ВИА, который уже не стыдно было выставить на городской конкурс патриотической песни. С песней «Соловьи, не пойте больше песен…» этот коллектив занял второе место среди достаточно большого количества участников. Для этого ВИА школа раскошелилась и купила электроорган «Юность-70» в красный перламутр, усилитель «Радуга» и пару бонгов. Я тогда учился в девятом классе, среди музыкантов у меня близких друзей не было, но играть хотелось – страсть как!!! Начал оставаться на их репетиции, помогал подключаться, таскать колонки. Потом попытался сесть за барабаны и кое-что у меня получалось, поскольку на вечерах, когда штатный барабанщик уходил потанцевать, мне уже доверяли «постучать». Тогда я начал писать первые свои песни, которые, правда, так никто и не услышал, я и сам их уже не помню. Как в тумане возникают только несколько строчек такого «биг-бита», который назывался «Вальпургиева ночь, или симпозиум на Лысой горе». Навеяно было повестью братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Там было так:
Однажды ночью тёмной Со всей земли огромной Слетелось племя крысье На гору Лысую.…
Было еще несколько песен о любви с большим числом навороченных аккордов, которые из памяти стёрлись абсолютно. Показывал я их только своему другу, Юрке Коряковскому, который тоже играл в этом ВИА, подменяя клавишницу Наташку Гололобову. Для того чтоб научиться играть на «Юности», он на доске расчертил клавиши и дома тренировался нажимать аккорды. Да, время было такое, очень хотелось играть, и ничто в этом желании не могло остановить. Но пришло время, и эти музыканты стали выпускниками. Инструменты остались не у дел, надо было формировать новый ансамбль. И это уже был не ВИА, а, скорее, рок, или бит-группа. Новую философию музыки принёс Николаев Сергей, они с братом были неисправимыми битломанами. Сергей само собой стал лидером, я взял в руки бас-гитару, за клавиши посадили друга моего дорогого А.Б., поскольку у него дома был аккордеон, стало быть, он мог разучивать на нём музыкальный материал. За барабаны сел Славик Сусов, правда, в силу своего любвеобильного характера на танцевальных вечерах он незаметно эти барабаны покидал, поэтому в наш коллектив вошёл еще один ударник – Ожогин Сергей, хотя он и был гораздо нас младше.
Команда молодости нашей
Репертуар, в основном, состоял из русских перепевок Битлов. Не знаю, Николаевы были авторами текстов, или народ, но слова были хорошие, не примитив. Сейчас вспомню несколько куплетов:
Вечером у моря Плещется волна, Мы идём с тобою, В облаках луна. Звёзды светят ярко, Хорошо нам бродить с тобой По аллеям парка, Слушая прибой The Beatles — "Things we said today"
Или еще одна всем известная песенка:
Я вчера огорчений и тревог не знал, Я вчера еще не понимал, Что жизнь нелёгкая игра. Без тебя не могу прожить теперь и дня, И всё чаще вспоминаю я о той, что потерял вчера The Beatles - "Yesterday"
Или еще одна:
Моя гитара, пой бесконечно О том, что в сердце моём, О чувствах нежных, о чувствах вечных, Споём, гитара, споём… The Beatles - "While My Guitar Gently Weeps"
Эти слова нашли в каком-то песеннике:
Вышла Мишель в мир, где есть солнце и метель, Здравствуй, Мишель. Навстречу, навстречу, навстречу, В глаза, в глаза, в глаза… Ну что же им ответить, что сказать?... The Beatles - "Michelle"
Конечно, пели и «The House Of The Rising Sun», кто ж его тогда не пел:
На пыльном перроне пустой чемодан, В округе не видно людей. Навсегда покидаю я Нью-Орлеан, Город золота, город цепей…
Но самым убойным хитом нашего репертуара была песня на музыку «Shocking Blue» - «Never Marry A Railroad Man - Не выходи замуж за железнодорожника», правда в нашем варианте она носила антивоенный характер, и пелось там так:
На день рожденья Вилли повезло, Была мечта иметь своё ружьё, Мечта сбылась и вот – у Вилли кольт. А к восемнадцати его годам Пришла повестка ехать во Вьетнам. Подумал Вилли – там судьба моя- Еду я…
Да, золотое было время. Маленькая каморка, в которой хранились инструменты, была лучшим местом на Земле… Потом пришел и наш черёд покидать школу. На выпускной пригласили играть ансамбль из соседней деревни, там в клубе были довольно солидные инструменты, по крайней мере, лучше наших. Ребята играли хорошо, но мы, выпив уже ночью у меня во дворе бутылку «Петровской» водки, решили, что просто необходимо дать прощальную гастроль. Ребята были не против, деньги-то им заплатили, и конец вечера мы отыграли сами. На их аппаратуре…Это было что-то…Аж сейчас мурашки по коже… Вот такая история про нас и «Тоники». Правда потом я сделал себе самодельную гитару и «Тонику» оставил. Моя мне нравилась больше, она была меньше, легче, работала в комплекте с самодельной «примочкой»… На «Тонике» же я поиграл еще всего раз, придя на школьный вечер уже студентом, там играли Сергей Ожогин и Лёха Коренной, у них был заводской квакер «Тембр-1», и мы с Сергеем учинили небольшой дуэт,
Сергей Ожогин - соло на ударных инструментах. Чуть более позднее фото
я на «Тонике» с квакером и нещадными манипуляциями рычагом-тремоло – прям как Мик Бокс, Серёга – на барабанах, такой блюз-импровизон, не знаю, как это звучало, но кайф был соизмеримый с оргазмом…(Кстати, до сих пор помню одну песню из репертуара Лехи Коренного, она мне даже нравилась, раз запомнилась:
Жить без друга - лучше и не жить, Не с кем разделить свою кручину, Не с кем посмеяться, пошутить, В общем-то, пропащий ты мужчина…)
Группа наша впоследствии возродилась как Феникс из пепла, притом в нескольких ипостасях, у нас играли и оба брата Николаева – это был один набор, пел у нас и неповторимый рок-н-рольщик Н.В.Доценко, это была вторая ипостась, ну и нельзя не вспомнить об очень незаурядном музыканте Александре Окорокове, который привнёс в нашу музыку хард-роковый драйв, но это уже совсем другая история, которая может когда-нибудь тоже будет рассказана, кто знает?..
Сегодня закончил ремонт Тоники, Начал ставить струны и понял, что тот, кто придумал это чудо природы никогда не играл на ней, струны не устанавливал и с камнем на шее не стоял. Я не понял как положено вставлять струны, видимо раньше в комплекте шел крючок, Я выуживал концы струн из тремоло ножовочным полотном, не очень романтично. Кстати придумал, как избавиться от призвука пружин. Внутрь пружин я запихал кусок пористой резины для изоляции окон, вроде не жужжит. Я не мог не модернизировать электронику. Гребенки звукоснимателей я сточил сверху конусом, чтобы увеличить индукцию магнитного поля вблизи струн. По моему высоких гармоник добавилось. Рычаг для тремоло думаю сделать из дверной ручки и отвертки.
Вот оригинал текста упомянутой тобой песни А. Коренного "Жизнь без друга" 1981 года разлива.
"Жизнь без друга..."
Жизнь без друга, вобщем-то, не жизнь: Не с кем разделить свою кручину, Не с кем посмеяться, пошутить, Вобщем-то пропащий ты мужчина.
Всем в этом мире нужен друг, Нежность губ и ласка рук, Теплота любви сердечной. Нет, нам иначе жить нельзя, Нам везде нужны друзья, Верные друзья...
Бывают в жизни трудные мгновенья, Несчастья нас охватывают вдруг, Но кто утешит, кто нам даст благословенье? - Наш ласковый и нежный добрый друг.
Всем в этом мире нужен друг...
В жизни есть у каждого друзья И обижать не нужно нам их зря. Давайте расширять наш дружбы круг И тогда повсюду будет друг!
Всем в этом мире нужен друг...
А вот и сама песня
А эта песня была написана им специально к нашему выпускному балу в1982 году, где впервые сольно публично и прозвучала.
"Забыть нельзя..."
Забыть нельзя, а вспомнить нету сил, Мой бедный парус своей рукой я утопил. И много дней минуло с той поры, Забыт кораблик и детские мечты.
Детские игры умчались вдаль, Ох, как их жаль, ох, как их жаль, Но жизнь течёт.. Пройдут года, и уйдёт печаль, Забуду парус мой бумажный свой корабль.
Забыть нельзя, а вспомнить нету сил, Когда вдруг с "двойкой" домой я приходил, Как сердце ныло, и дух мой гас, Смотрел уныло, и слёзы капали из глаз.
Детские игры...
Забыть нельзя, а вспомнить нету сил, Когда со школы тебя домой я проводил, Нёс твой портфель и тем лишь счастлив был, Что рядом шёл и дружбой дорожил.
Детские игры...
Приглашённые на бал музыканты из клуба п. Партизан не поскупились своим аппаратом и дали нам возможность напоследок немного порезвиться. Поскольку подмоги ждать было более неоткуда, то барабаны доверили нашему однокласснику Чехлову Серёге, - и вот она тройка отважных: А. Коренной, С. Ожогин и С. Чехлов. На этом, по большому счёту, в истории школьной группы можно ставить точку. Преемников, к сожалению, просто не было. Живое звучание группы естественно вытеснил магнитофон. Это было уже намного моднее. Знаю, что позже кто-то из ребят в школе всё же пытался репетировать, но группу сколотить так и не смог.
В тему добавлю несколько фотографий школьных музыкантов, игравших в разное время.
На фотке Гена Коршунов с "Тоникой" в руках вместе с Витей Соколовым, который был основным запевалой. Генка тогда лучше всех играл на басу. Место действия -школьный спортзал, украшенный к новогоднему балу. Идёт репетиция. Кстати, на заднем плане видна колонка от усилителя "Электрон-104".
А вот слева Селин Анатолий уже в бытность своего более позднего коллектива со своим коллегой Ивановым Юрием. Очень важно, что в руках Толя держит самодельную бас-гитару, автором которой сам и является. Конкретных прототипов инструмент не имел, все идеи из головы. Конфигурация и размеры гитары определялись имеющейся в наличии доской. Корпус, гриф, лады, детали по нужным размерам вытачивались на клавиатурной фабрике. Уникальный инструмент - результат сочетания образования музыкального, технического с практическими навыками золотых рук! Раритет, одним словом. И звучала хорошо, сам автор признавал.
Тему гитар "Тоника" и "наших" людей продолжает и эта фотография. Здесь крайний справа снова Селин Толя, только теперь уже не со своим басом, а с "Тоникой". С этим коллективом он играл на танцах в ДК посёлка Партизан, где и сделан снимок. Упомянем и остальных музыкантов (слева направо): имени не знаю, но, как производное фамилии, представлен просто - Фантик; Гамбург-старший, Гамбург-младший за барабанами (сейчас проживает в Германии) и весьма в то время известная в узловских музыкальных кругах личность - тогда ещё и преподаватель 21 училища - Сергей Поляков.
Уточню, что Толик Селин играл со своей командой в 16 школе в 1876-77 г. Это их ансамбль играл "Соловьи..." на общегородском смотре. С ним играли Виталий Паршиков, Виктор Старых и Гололобова Наташа. И еще пара слов об этих архивных фотографиях: кроме "Тоник" очень хорошо видны еще парочка гитар тех времён - "Musima Deluxe 25K", это такой ГДР-овский Лес Пол, и "Musima Eterna" - это ГДР-овский Страт тех времён.
Парочка очень старых фотографий, по теме наших воспоминаний. Качество снимков очень плохое, но они греют душу не своим качеством, а своим присутствием на этом свете.
Алексей
Я, Доцент, Сашка, Лёшка, Юрий Аркадьич, Володя Салохин
Сохранилась записная книжка, в которой составлялся план предстоящих выступлений, слова и аккорды песен, правда чуть более позднего периода. Вот несколько её страничек
Да, на фабрике был неполный уже комплект своей аппаратуры, но она к тому времени никем не использовался. Главное - была полная ударная установка, правда, без колотушки. Клавиатурная фабрика всегда являлась для школы шефом. И по-договорённости с директором фабрики мы заимствовали у них установку, усилитель с колонкой в едином конструктиве (названия не помню), стойки, ещё какую-то мелочь. Также на определённое время для репетиций нам был предоставлен актовый зал со сценой. Припоминается мне ещё фабриковская гитара "Урал", которой если и пользовались, то крайне редко: обходились школьными "Тониками". Разумеется, в лице какого-то чужого и неинтересного нам дядьки с фабрики нам хотели навязать художественного руководителя, что не вызвало в коллективе должного понимания и одобрения. Партийные методы руководства не сработали, заинтересовать нас, пацанов, он ничем не смог - слишком разным оказалось творческое осмысление предстоящих целей и задач, - и эта затея умерла так и не родившись. Наш предполагаемый предводитель появился на первой репетиции и более нас не беспокоил, за что ему от нас низкий поклон.
Позволю себе дополнить повествование и упомянуть людей, которых эта самая "Тоника" и объединила вокруг себя. Про саму гитару сказано всё и добавлять больше просто нечего. Тогда многие ребята стремились научиться и умели играть на гитаре. Такое было время. Стремление освоить ещё и электрогитару, учиться друг у друга, выступать публично было велико и служило основательным стимулом в повышении самооценки в своих собственных глазах. Сменяя ваше поколение, "Тоники" перешли в руки Коршунова Гены, Степанова Игоря и Коренного Алексея, барабаны остались за мной. В скобках попутно замечу, что впервые сев за ударную установку в 6 классе, в последствии я покидал её только, когда брал в руки бас-гитару. Из знакомых и друзей в качестве сессионных музыкантов появлялись и другие лица, но эпизодически и ненадолго. Это продолжалось около года, и с начала 80-го года костяк нашей школьной группы составляли: Степанов И. (бас-гитара, вокал), Коренной А. (соло-гитара, вокал), Ожогин С. (ударные, бас-гитара). С этого момента также в качестве барабанщика иногда привлекается и Михан Коля.
Фотка 1981 года. С. Ожогин и А.Коренной. Такими мы тогда были
К имеющемуся ламповому усилителю "Ритм", упомянутому транзисторному "Радуге" школой в то время были докуплены ещё, по-моему, два усилка - "Электрон 103" и "Электрон 104", которые мы частенько и, как всегда не вовремя, жгли.
Ламповый усилитель "Ритм"
Усилитель "Радуга"
Усилитель "Электрон-104"
Репетиции, вечера, балы, дружеские визиты - тем и жили: осмысленно и интересно. Летом сезон играли на танцах в д. Торбеевке. Очередная смена поколения не приминула быть и наши старшие товарищи ушли в армию. Что повлекло за собой серьёзные качественные изменения: наш квартет превратился в трио, я освоил бас-гитару, а за ударные сел вновь пришедший Владимир Шахов - очень приличный и опытный барабанщик, который также помог команде со световым и визуальным оформлением и расписал большой басовый барабан, поскольку был ко всему ещё художником-оформителем с золотыми руками. Для поиска разнообразия, обогащения своего звучания в коллектив на клавиши той самой "Юности" привлекался Артамонов Андрей, закончивший музыкальную школу по классу баяна. Группе явно не хватало названия, поскольку мы уже не хотели быть обезличенными: недолгие размышления - и группа называется ORION. Всё по-взрослому!
Плакат, а точнее Poster того времени
Львиную долю репертуара, на что и делался упор, составляли песни Коренного Алексея, сочинявшего как музыку, так и слова и в этом смысле лидера команды. Это заметно отличало коллектив от себе подобных. Творческий вклад Алексея распространялся ещё и на сильный вокал и соло-гитару, а лидерские амбиции заставляли его совершенствовать и то, и другое. Настоящая, хоть и самодельная, бас-гитара появилась в группе в 1981 году (тогда она досталась мне за 25 тогдашних наших рублей): ярко-красная, лакированная, с длинным грифом, самодельными приспособленными датчиками, чёрными колками... К сожалению, хоть и не по моей вине, она не сохранилась... Только в памяти. Окороков Сашка с ней хорошо смотрелся. Но обе "Тоники" продолжали ещё служить и после нас. Маленькое отступление: впервые с нашим школьным ВИА мне, учащимуся 3-го класса, довелось столкнуться году в 1975. Тогда под их акомпонемент три мальчика - Саша Подкутов, Юра Паничкин и я - в рамках праздничного концерта для шахтёров шахты 5\15 исполнили песню "Усталость забыта..." из к\ф "Неуловимые мстители". Специально школа приезжала со всей аппаратурой, песнями и танцами поздравлять шахтёров на тогда ещё работающую шахту. Таково продолжение части истории в лицах и некоторые, мне известные, этапы большого пути той самой школьной группы.
Серёж, если мне не изменяет память, то барабаны и еще что-то из аппаратуры были не школьные, а клавиатурной фабрики, ведь одно время реп.точка у вас была там.
Жизнь как палитра, краски перетекают одна в другугю. В итоге - картина. Нельзя восхищаться одним цветом, он непременно будет звучать в соединении с другими. Так и у вас в статье, Юрий. Детсво - юность... всё взаимосвязано. Гитара - друг, которого знаешь давно и навсегда, где родился, как рос и совершенствовался, а вместе с ним - росли и изменялись сами. Творчество присуще Человеку мыслящему, увлечённому.
Нет, именно с "Тоникой" это детство-юность и проходило, и фотографии этому подтверждение. Для меня тут прямая связь, надеюсь, что участники этой ностальгии откликнутся и внесут свою лепту в повествование...Вообще, я всегда был достаточно критичен к этой гитаре, это видно из этого материала, а тут, занялся восстановлением, и душа к ней оттаяла...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]