Гитара Орфей, или кем вы были в прошлой жизни | 10:21 |
География моих гитар, наконец-то, расширилась до солнечной Болгарии. Не так давно появился у меня инструмент, бывший в прошлой жизни «Орфеем», поэтому, для начала и порядка, надо пару строк написать о самом болгарском гитаростроении. История болгарских струнных инструментов началась с братьев Георгиевых, одного из которых, Димитра, в начале прошлого века послали учиться этому ремеслу к известным мастерам в Германию в хорошо известный нам город Маркнойкирхен. При этом, что интересно, отправили его за деньги гильдии местных плотников. Сам же Димитр был всесторонне развитым человеком и считался к этому времени уже известным мастером, но…оружейных дел, изобретателем собственной конструкции пулемёта. По его возвращению, в 1924 году братья основывают в городе Казанлык мастерскую «Кремона», делавшую сначала мандолины (на которой сам Димитр хорошо играл), а потом скрипки и гитары. Постепенно мастерская превратилась в небольшую фабрику, выпускавшую инструменты уже серийно. В 1944 году производство национализировали, и в таком виде оно просуществовало 55 лет. К концу этого периода «Кремона» находилась практически в таком же состоянии, как и наши отечественные фабрики, убитые дешёвым китайским импортом.
Братья Георгиевы Но фирма выжила, была вновь приватизирована и сейчас выпускает гитары «Кремона България» под торговым брендом «Гитары из долины Орфей» („Китари от долината на Орфей").
Современный вид фабрики «Кремона» Другой фабрикой, выпускавшей собственно «Орфеи», была «СД-Клон-Мебел» в г. Пловдиве. Как и в СССР, выпуск музыкальных инструментов на мебельной фабрике позволял штамповать их в огромных количествах, тем более рынок, а гитары поставлялись, в основном, в страны СЭВ, был безразмерен. В Советском Союзе из импортных болгарские гитары, как электро, так и акустика, встречались чаще всего.
Торговый знак Пловдивской фабрики Для профессионального музицирования они не очень котировались, но были дешевле чешских или немецких, поэтому не найти, наверное, в СССР клуба или Дома Культуры, в котором по бухгалтерскому учёту не числились бы гитары «Орфей». Наибольшей популярностью пользовались болгарские бас-гитары, внешне напоминающие инструмент Пола Маккартни.
Мои друзья с «Орфеевскими» гитарами
В.Салохин с «Тримонциум» битло-басом, г.Епифань В.Цыплаков на смотре ВИА, г.Узловая С.Николаев, пловдивский бас «Хеброс» Ребята с нашего двора, «Орфей»-акустика Даже на первой пластинке «Песняров» засветился такой скрипко-бас, а это, в условиях «железного занавеса», для очень многих, было круче и авторитетнее, чем «Beatles». Первая пластинка «Песняров», 1971 г. Пловдивской фабрике повезло меньше. Я пытался найти её по Интернет-каталогам по болгарским фирмам, производящим, хотя бы, мебель, но тщетно. Потом наткнулся на воспоминания известного в Болгарии музыканта и гитарного мастера Веселина Белевского: в 1997 году, когда Пловдивская фабрика еще была жива, одна испанская фирма поставила на неё большое количество букового бруса на гриф и 7000 кв.м. махагонового шпона. Через два года испанский представитель приехал проверить, как идёт переработка их сырья, но к великому ужасу увидел, что абсолютно всё разграблено и украдено! Местные цыгане просто топили этими заготовками печки, поскольку они идеально входили в топку. Тогдашний директор фабрики был болгарским комсомольским активистом, о котором Веселин Белевский высказался так: «Я никогда не забуду слова Жоро Гекова, заместителя директора фирмы (дальше по-болгарски, довольно понятно и без перевода, а кто попробует, приготовьтесь к ненормативной лексике): «Някакво комсомолско педалче е осрало пътеките и сега ние вървим по тях и само се пързаляме по лайната. Ужас!» Но хватит о грустном. Моя гитара была «Орфеем» в прошлом, она жила в городе Сумы и находилась в руках местного музыканта и мастерового человека, известного в определённых кругах под прозвищем Спартак. Когда-то эта гитара была «Орфеем Хеброс» Ныне он, по слухам, работает на заводе ПРС в США. Потом она немного игралась, а потом долго лежала у лидера сумской группы "День сурка", после чего, еще немного поплутав по рукам сумских гитаристов, она и оказалась у меня. Я не знаю, в каком виде этот «Орфей» попал в руки Спартака, видимо это были части гитары, поскольку даже при беглом осмотре стало видно, что очень многое на ней не родное, а сделанное местными сумскими умельцами (например pickguard вырезан из старой виниловой пластинки), и, кое-что, даже в заводских условиях. Во-первых, струнозацеп. Родная конструкция предполагает наличие «тремоло» системы. В данном инструменте под вид «тремоло» сделан неподвижный струнодержатель, но, тем не менее, он хромирован и смотрится довольно уверенно. Родной бридж был заменен самодельным, выполненным из оргстекла. Для сравнения: устройство крепления струн и бридж Во-вторых, задняя дека была у этой гитары специально отклеена и посажена на шурупы, для которых были внутрь установлены специальные бобышки. Не уверен, что эта переделка положительно подействовала на звук, но доступ внутрь к схеме был теперь абсолютно беспрепятственен. Съёмная задняя дека Больше всего в тупик поставил гриф. Радиус у него был убран, и, самое непонятное, вместо ладов были вбиты латунные пластинки прямоугольного профиля и, при этом, довольно узкие. Из какого расчёта это было сделано – теперь уже не понять. Родная краска с гитары тоже была полностью снята, и своим видом она теперь стала слегка напоминать «Gibson ES-335» Поразмышляв, я решил оставить её внешне такой, какая она есть, да и полное восстановление в оригинал с перекрасом я бы не осилил. Поэтому по гитаре был проведен комплекс косметических операций: заменены лады на грифе, перепаяна схема, заменены колки, бридж, отчищен от лака кант, сама гитара тоже почищена и слегка полирнута Вот что в итоге получилось (интересно, что и дека, и гриф покрыты шелла́ком, что тоже очень необычно для таких инструментов). Кстати, накладка грифа здесь светлая, буковая. Чтобы оградить её от загрязнения впервые решил попробовать пропитку тиковым маслом. Пока результатом этого эксперимента вполне доволен. Тиковое масло В результате получился вполне играбельный инструмент, с красивым звуком, более звонким, чем, например, у «Jolana Special», похожим слегка на звук моей львовской полуакустики, но тоже немного другим по сустейну, поскольку дека этой гитары с массивной центральной балкой. Я очень доволен моей болгарской подругой и сейчас люблю брать её в руки. В руках она тоже смотрится достаточно солидно. По теме Kremona Bulgaria Първа цигулка Веселин Белевски. Как се продават краставици на краставичар | |
Категория: Гитары советской эпохи | Просмотров: 17449 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/3 | |
Всего комментариев: 8 | |||||||
| |||||||