Рейтинг@Mail.ru
Воскресенье, 01.12.2024, 22:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Мир моих надежд
Главная » 2024 » Август » 30 » Вспомним всех поимённо...
Вспомним всех поимённо...
14:39
   Убеждён, что школьные уроки истории необходимо начинать с глубокого изучения прошлого своего родного края. Только в этом случае дети будут вырастать патриотами. Любовь к нашей большой стране начинается с любви к своей малой родине. Но кроме слепой любви необходимы знания. Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Народы, не знающие своего прошлого, обречены пережить его снова». Именно это и случилось с нами. Заокеанские кукловоды в открытую, при нашем одобрении переписали многие страницы прошлого, и вот уже Великая Отечественная война в школьных учебниках стала называться советско-германской, а далее, вымарав многие славные страницы, мы сами разрушили огромную страну, выполняя все пункты зловещего вражеского плана. К финалу этого плана мы, кстати, ещё не пришли, вовремя одумавшись, встав против него стеной.

   Сегодня я хочу перелистать с вами книгу воспоминаний бывшего военного лётчика, Героя Советского Союза Георгия Гордеевича Голубева «Друзья мои лётчики»— М.: "ДОСААФ", 1986 г., в которой автор вспоминает о своих боевых товарищах – отважных воздушных бойцах трижды орденоносной 9-й гвардейской авиационной дивизии. В 1941-42 гг. путь боевой путь этой дивизии проходил по Донбассу. Мы обязаны знать пофамильно героев, сражавшихся за наши родные места.
 

Георгий Гордеевич Голубев
 
   Одна из глав этой книги называется «Алексей Закалюк». Для справки: концу войны военный лётчик гвардии капитан А. С. Закалюк выполнил 596 боевых вылетов, провёл 65 воздушных боёв, сбил 13 самолётов противника лично и 12 в составе группы (по данным последнего наградного листа имел 13 личных и 14 групповых побед). Сам был дважды ранен, контужен, но лечение проходил при военной части. Сражался на Южном, Северо-Кавказском, 4-м Украинском, 2-м Украинском и 1-м Украинском фронтах. Участник исторического Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади в сводном полку 1-го Украинского фронта. Награждён орденами: Красного Знамени (23.02.1942, 05.04.1943, 22.10.1944, 18.05.1945), Отечественной войны 1-й степени (31.10.1943), Отечественной войны 2-й степени (08.03.1945), Красной Звезды (30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).

   К вашему вниманию боевой эпизод декабря 1941 года. События происходят в небе над предместьями нашего будущего города: Орлово-Ивановкой, Михайловкой и др.
 
 

Алексей Семёнович Закалюк

   В середине декабря фронтовая зима на юге полностью вступила в свои права. Земля сплошь покрылась снегом. Стояли безоблачные морозные дни. Температура временами доходила до двадцати пяти градусов мороза.
   Снова оживилась боевая работа. Летчики летали по пять-шесть раз в день на штурмовку, воздушную разведку, сопровождение бомбардировщиков 210-го бомбардировочного полка. В составе шестерки И-16 под командованием капитана Фролова 3акалюк вылетел на сопровождение десяти бомбардировщиков Су-2, идущих бомбить только что обнаруженные разведчиком танки.
   При подходе к цели летчики сразу же заметили истребители противника, прикрывающие район сосредоточения танков. 3акалюк, идущий своим звеном с правой стороны бомбардировщиков, набрал высоту, чтобы в случае атаки фашистов можно было успешнее отразить ее. Впереди внизу уже виднелась цель. Бомбардировщики подтянулись, заняли боевой порядок в строю, и, подвернув влево, стали на боевой курс.
 

Из справки №1159 по 18А к исходу дня 27.12-41 г.

   «Мессершмитты», словно коршуны, пара за парой полупереворотом бросились в атаку, стали заходить в хвост левому звену бомбардировщиков. Капитан Фролов отбил атаку первой пары, но сам был связан боем со второй парой, а третья пара «Мессеров» устремилась к бомбардировщикам. 3акалюк, видя, что фашисты могут прорваться к Су-2, резко бросает свой истребитель наперерез вражеским истребителям, и вот уже заходит ведущему в хвост, который увлечен атакой. Ме-109 в прицеле Закалюка, не теряя времени, тот нажимает на гашетку. Яростно ударили пулеметы, выбрасывая снопы огня. «Мессершмитт» задымил, перевернулся на спину, вошел в отвесное пикирование...
 

   Но в этот момент оглушило и Закалюка. Машина как будто осела. Теряя скорость, пошла на снижение. Алексей, пытаясь понять, что произошло, лихорадочно осмотрелся. Исчез прицел, от фонаря кабины осталась только небольшая часть металлического каркаса. Сильная, упругая струя холодного воздуха ударила в лицо, сорвала летные  очки. Через минуту Алексей понял, что попал под огонь сзади летевшего «Мессершмитта». Попробовал управление — работает нормально. Развернул машину за бомбардировщиками, которые уже сбросили бомбы и шли с обратным курсом.
   3акалюк решил догнать бомбардировщики, но мотор никак не реагировал на движение сектора газа. Неужели перебита тяга? От ледяного встречного ветра лицо начало обмерзать. Решил спрятаться в кабину, и только нагнулся, почувствовал сильный запах паленой шерсти: горел пол кабины, горели унты, языки пламени быстро заполняли всю кабину, подбирались к рукам, лицу... Пожар на самолете — это самая большая беда, да еще на И-16, в котором бензобак вмонтирован в кабине. Ведь в любую минуту он может взорваться...
   3акалюк повел самолет с небольшим снижением, решил развернуться в сторону железнодорожной насыпи, поближе к своей территории. Там, по крайней мере, обозначена линия фронта на его полетной карте. Только успел развернуть самолет, отказали рули высоты, самолет начал быстро входить в пикирование.
 

   Надо прыгать! Расстегнув привязные ремни, открыл левый борт кабины и вывалился из нее. Воздушная струя прижала к борту, а тут еще зацепился за что-то кобурой пистолета. Самолет все больше и больше входил в пикирование. Скорость росла. Земля неумолимо приближалась. Наконец колоссальным усилием Алексею удалось оттолкнуться от борта. Нащупав вытяжное кольцо парашюта, он силой рванул его. Парашют раскрылся, но от динамического удара унты слетели с ног и унеслись к земле. И это при двадцатиградусном морозе!
 

Победы в воздушных боях Алексея Закалюка в нашей местности

   Парашют медленно сносило к насыпи. 3акалюк подобрал несколько строп и начал скользить в ее сторону, чтобы попасть к своим. Метров с пятидесяти услышал на земле автоматные очереди. Кто-то по нему стрелял. Наконец летчик приземлился за насыпью, быстро освободился от подвесной системы парашюта и пополз в сторону наших окопов. Ноги совсем окоченели. Стрельба возобновилась, от пуль были видны снежные взвихрения. «значит, стреляют по мне», — подумал Закалюк и скатился в первую попавшуюся воронку. Собравшись с духом, он как мог быстро, по-пластунски вновь пополз к окопам.
   Наконец добрался до пустой стрелковой ячейки и свалился в нее, затем после короткой перебежки спрыгнул в траншею. Здесь оказались наши воины. Вначале красноармейцы встретили его недружелюбно. Наставили винтовки, скомандовали:
—    Руки вверх!
—    Да свой я! - взмолился Закалюк.
—    Свой или какой там, сейчас разберемся!
   Вскоре пришел командир роты, капитан. Он увел Закалюка к себе в блиндаж, отогрел, накормил, велел старшине подобрать гостю подходящие валенки.
 

Алексей Семёнович Закалюк

   Через полчаса Закалюк сидел в коляске трофейного мотоцикла и ехал в штаб дивизии, который размещался в деревне Чернухино. Его привезли к полковнику, командиру, дивизии. Закалюк сказал, что он — старший лейтенант, летчик, выпрыгнул из подбитого самолета во время воздушного боя.
—    Что наблюдали с воздуха? Расскажите нам подробнее, — попросил полковник, кивнув на карту, разложенную на столе.
   Закалюк доложил, что в районе населенных пунктов Орлово-Ивановка и Михайловка находятся танки численностью до двадцати-двадцати пяти машин, которые только что бомбили наши летчики. Результатов бомбового удара он не знал, так как вел воздушный бой с шестеркой «Мессеров».
—    Танки сосредоточены в этом районе неспроста, следует ожидать атаки на участке Дебальцево-Чернухино, — сказал озабоченно командир дивизии...

   А вот как про этот эпизод рассказал сам лётчик-истребитель Алексей Закалюк в заметке «Двухсотый вылет» газета «Знамя Родины» от 25 января 1942 года:
     Интересный факт: про эти же самые бомбардировочные рейды, в эти же самые дни и в этом самом месте находим в книге дважды Героя Советского Союза Григория Флегонтовича Сивкова  «Готовность номер один». — М.: "Советская Россия", 1973 г. Первый боевой вылет молодого лётчика как раз выпал на 28 декабря 1941 года  на бомбардировщике Су-2. Именно их прикрывали истребители Алексея Закалюка. 
   Читаем: 
 
     Морозным утром капитан Сурай на аэродроме собрал свою эскадрилью. Все разом затихли в ожидании приказа.
—    Получена боевая задача, — объявил он. — Группу — восемь самолетов поведет экипаж Раубе — Гуржий. Прошу достать карты. Цель — танки на западной границе деревни Орловка-Ивановка. Боевой расчет старый. Штурман продиктуйте уточнение линии боевого соприкосновения.
   Экипажи зашелестели картами, нанося уточненные данные линии фронта. Капитан Сурай окидывает коротким взглядом улетающих на боевое задание и говорит:
—    Через пятнадцать минут по самолетам. Запуск и выруливание по зеленой ракете. Я пошел на старт…
 

Григорий Флегонтович Сивков

 
Из наградного листа пилота 210 штурмового авиационного полка
лейтенанта Сивкова Григория Флегонтовича.
Представлен к награждению орденом "Красное Знамя" 25 июня 1942 года.

 
* * *
 
Постскриптум — книга Михаила Быкова «Все асы Сталина 1936-1963» — в рамках серии «Элитная энциклопедия ВВС» — М. : Яуза-пресс, 2014 г.
 

Василий Михайлович Дрыгин

Фрагмент списка воздушных побед В.М. Дрыгина. 300 боевых вылетов, 50 воздушных боёв, сбитых самолётов: 17+8. Участвовал в Рождественской битве 1941 года в окрестностях нашего города.
 



Из наградного листа пилота 298 истребительного авиационного полк
младшего лейтенанта Дрыгина Василия Михайловича.
Представлен к награждению орденом "Красное Знамя" 20 января 1942 года.
 
Категория: История родных мест | Просмотров: 305 | Добавил: foxrecord | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 2
2 foxrecord  
0
Журнал "Авиация и Время" №79, спецвыпуск, август 2005 года






1 foxrecord  
0
Газета "Вечерняя Москва" №78 от 4 апреля 1985 года


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Главное меню сайта
  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Каталог статей
  • Каталог файлов
  • Фотоальбомы
  • Мысли вслух
  • Наши консультации
  • Гостевая книга
  • Форум
  • Игры
  • Веб-камера(Обр.связь)
  • Радио Surf
Разделы дневника
История родных мест [70]
В.М.Женко о войне [6]
Гитары советской эпохи [9]
Сам себе мастер [6]
Вспоминая друзей [5]
Из студенческой жизни [8]
Вам бы тут побывать [8]
Необъяснимое [2]
Уши, лапы, хвост [3]
О музыке и не только [2]
С улыбкой [2]
По немногу обо всём [1]
Форма входа
Календарь
«  Август 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Друзья сайта

Мои фотоальбомы
Случайная фотография

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1077
Мой канал на YouTube
Помощь на оплату
хостинга
Добавить в закладки


Copyright MyCorp © 2024

Рейтинг@Mail.ru