В поисках лагерей НКВД. 11 шахта. Часть 2 | 15:29 |
Воспоминания Шлегеля Артура Яковлевича. Продолжение.
Февраль 2013 года. - Артур Яковлевич, кого Вы ещё вспомнили из сослуживцев Вашего отца? - Капитана Белобрагина. Он занимался доставкой продуктов в лагерь. Тогда их называли – интендантская служба. Он занимался этим. - То есть он был интендантом. - Интендант, капитан, да. Потом, с моим отцом работал капитан Фёдоров, переводчик. Они работали в одном отделе, в одном кабинете. - Тоже переводчик, как и Ваш отец… - Да, да, да. Как переводчики, они вместе работали. Из водителей я помню Демьянова, дедулю, который часто приходил сюда к отцу, и в лагере я его видел. Его уже нет. Он умер где-то в конце 70-х. Про Кретинина я вспоминал, о чём уже говорил первоначально. А вот кто командовал в лагере… - Имеется в виду начальник лагеря? - Был в чине майора. Фамилию никак не могу вспомнить, я его один единственный раз и видел всего, один раз. Этот майор, Белобрагин и Фёдоров – ну вот, пожалуй, и всё из офицерского состава. Стоит заметить, что отец мой, Шлегель Яков Филиппович, был рядовым, хотя носил офицерскую форму с красными погонами, планшетку и наган. А Демьянов, водитель, доставлял продукты в лагерь, выполнял другие хозяйственные работы. - А какая машина у него была? - ЗИС-5 у него машина была. И когда лагерь закрылся, он часто к отцу приходил. Любитель был, конечно, «лекарства», отец же не особый любитель был. Вот придёт, а отец: «Вот опять пришёл, чтобы бутылку взять». Я говорю: «Ну, бери, пап, что ж теперь сделать, вы же там вместе в лагере были». Фёдоров, он жил там, на 11 шахте, финский домик у него был. Когда отца перевели в лагерь сюда, я первый к нему приехал. В Мордвесе поезд стоял всего две минуты, а там что-то с билетами разбирались долго и меня, значит, толкнули туда в вагон с банками, с кастрюлями с этими. И я приехал в Новомосковск, в Мосшахтстрой. А там инженер был - шахтостроитель, он меня и взял. - «Куда едешь?» - Я говорю: «В Дубки». - «Может в Дубовку?» - «Да». И привёз меня сюда, где сейчас у нас почта центральная. Рядом там находился барак, он и сейчас стоит, в одной комнате я пробыл три дня, потом пошёл искать отца. Отец на следующий день приехал, начал меня искать. Я пришёл в милицию, а мне, мол, – нет такого. А он, оказывается, на учёте в МВД числился как военный, а здесь – нет, такого не было… - Очевидно, разные ведомства… Здание ОАО"Новомосковскхимстрой"(г.Новомосковск), раньше здесь раполагался трест "Мосшахтострой". - На третий день мне жители посёлка подсказали: «Иди прямо по этой дороге, придёшь на 11 шахту, там лагерь военнопленных». И мы с сестрой Иринкой, шедшей с женой Фёдорова, наконец, встретились с отцом, который меня уже разыскивал в Узловой, в Новомосковске – везде. Ну, и так мы поселились здесь, на Дубовке, так и остались. - Вот Вы говорили о том, что немцы здесь построили дорогу, да? - Немцы строили дорогу непосредственно от лагеря (впоследствии винзавода), где мы с Вами были, и до треста «Щербаковуголь» (позднее школы-интерната). Дорогу они строили вручную. - А что они делали, какие работы выполняли? - Они возили камни для первоначальной подготовки, большие камни были, потом мелкий камень, всё тщательно утрамбовывали. Трамбовки у них были деревянные. Утрамбовывали каждый камень - это я видел своими глазами, смотрел, стоял из любопытства. Это был 49-50-ый год. - А дальше от винзавода в Узловую дорога была? - Такой дороги не было. От 11 шахты до города была грунтовая дорога. Ездили ЗИС-150. Люди на работу ездили. Мы иногда в Узловую на рынок ездили. Узловая славилась садами, вишнями… Узловая была вся в садах! - Да Вы что? - Да-да. Улица Горького, улица Кирова – всё одни сады были, вишни, яблоки. На рынок придешь, там 3-5 копеек стакан - бери сколько хочешь! Очень фруктовый был город. Потом уже, когда шахты пошли, вторая «Бибиковская», стали Узловую расстраивать, и город начал развиваться. - Развиваться, расти территориально. А вот от Дубовки до лагеря, до 11 шахты, правильнее говоря, было голое поле, строений никаких не было? - Когда мы приехали, то на Дубовке, где клуб, где мы сейчас находимся на улице Пионерской, - ничего не было. Тут было колхозное поле. Где Дом Культуры – пшеницу сеяли, стадион, территория до больницы – всё это были колхозные поля. А заканчивалась Дубовка «Новой Землёй», где сейчас стоят пятиэтажные дома, там были бараки… - По улице Островского? - По улице Островского и, в основном, по улице Первомайской, где пятиэтажки. По Островского у нас один дом - 29-ый. Потом по Гастелло строили и по Первомайской, где сейчас находится милиция. Тут кончалась Дубовка, и называлась она «Новая Земля». А вот не доезжая 11 шахты, где мы были, располагался посёлок, который называли Мирный. - А что ж там было? - Горноспасательная служба, не доезжая винзавода, с правой стороны. Это - Мирный, все говорили Мирный. - Это если ехать от Дубовки, не доезжая лагеря? - Не доезжая лагеря, с правой стороны. - Там же сейчас вообще ничего нет. - Там двухэтажные дома остались: раз, два, три, четыре и один барак, а слева – бывшая горноспасательная. - Это Вы имеете в виду улицу Щербакова? - Щербакова. Угловой штамп Государственного треста каменноугольной промышленности «Щербаковуголь» - Прямая улица, потом уходящая под 90 градусов на винзавод. Есть такие постройки. Это назывался Мирный? - Мирный назывался, бараки там были, Мирный все называли… - А в каком году они были построены? - Их, когда мы приехали в 49-ом году в январе месяце, только начали строить. Только горноспасательная была. - Наверное, будет правильнее говорить где-то о годе 51-52-ом. - Да, примерно в это время. Но горноспасательная уже функционировала, потому что 49-й, 50-й, 51-й и последующие годы там работал взвод 25-го военизированного горноспасательного отряда. - А вот на месте РСУ что было? - На месте РСУ, собственно, ничего не было, потом начали строить строительное управление Масовкина. - Масовкина? - Да, Масовкин такой был, начальник стройуправления. - А само управление к чему относилась? - Они строили, в основном, жильё. Потом на Дубовке было ещё строительное управление Дубровского Ивана Мартыновича. Это по Щербакова вправо рядом с администрацией посёлка, сейчас там построен П-образный дом, называют его Пентагоном. - Двухэтажный дом? - Нет, четырёх. И тут находился барак строительного управления Ивана Мартыновича Дубровского. Они строили дома для горняков по улице Пионерской. Порядочно они тут строили. Это уже в 50-60-е годы. А в конце 60-х он уехал в Рязань, Иван Мартынович. Здесь только остались его внуки. «1951» на фронтоне дома №8 по ул.Луговой п.5/15 - В начале 50-х годов, насколько я знаю, здесь вообще велось очень широкое строительство: в этот момент строился пос. Партизан, пос. шахт. 5/15. На пос. 5/15 по улице Луговой до сих пор есть дом, на фронтоне которого написано «1951». То есть в этом году дом уже ввели в эксплуатацию. - На Партизане по улице Льва Толстого есть дома, построенные в 52-ом, 53-ем, 54-ом годах. Там и сейчас в некоторых местах выбили кирпич на надписи «Сталину Слава!», но всё равно видно. - Едешь по дороге, там видно… - У меня на Партизане дядя жил на Первомайской улице, Александр Иванович, Почётный шахтёр, похоронен на кладбище недалеко от моего отца, а дети - в Москве. Партизан позже строился, но всё-таки быстро строительство шло, потому что шахты были кругом. - Именно поэтому быстро и строилось. - Необходимо было жильё для горняков - кругом одни шахты. В тресте «Щербаковуголь» шахт, наверное, было четырнадцать. Исторический дом на пос.Партизан - Артур Яковлевич, поскольку мы с Вами про 11-ую шахту начали говорить, что ещё об этом можно сказать? Про контингент, условия жизни, быт? - Там единственно, что я помню, напротив винзавода было автохозяйство. - Самого винзавода же ещё не было! - Когда шахта закрылась, то примерно через два года начали открывать территорию винзавода. Командовал там Дель Карл Иванович. - Я так понимаю, немец? - Да, поволжский. Сейчас, наверное, его и нет. - Он чем занимался? - Он - строитель винзавода: завод строил от начала и до конца, работал бессменным зам. директора. Напротив находился гараж, назывался ОРСовский. Больше я по 11-ой шахте и не помню. Кондрово – само собой. На 11-ой шахте был одно время и ЦЭЭМ – центральные электромеханические мастерские. Они ремонтировали электродвигатели, шахтное оборудование, редуктора… - Обмотки мотали… - Да-да, а потом ЦЭЭМ открыли здесь, на Дубовке. - Получается, что ЦЭЭМ начинался с Кондрово? - ЦЭЭМ начинался с 4-ой шахты, во время войны, а после войны с 4-ой шахты перешёл на 11-ую. - Производственные мощности перевели сюда. Узловский электромеханический завод, бывшие Дубовские центральные электромеханические мастерские (ЦЭЭМ) - Да, а потом уже в 50-ом году начали строить ЦЭЭМ здесь. Сейчас это - Узловский ремонтно-механический завод. - Островского, д. 6. - По Островского находится. Потом Дубовка, конечно, стала быстро развиваться, тут начали строить-строить-строить, потому что жильё было необходимо всем. - Кроме дороги, что ещё пленные немцы строили? Наверняка, ещё что-то. - Я не могу точно сказать, что они ещё делали, дорогу - они строили, вручную. - А вот, допустим, Дом Культуры? - Дом Культуры строили не немцы, их уже не было тут, это 54-55 год. Монтаж вели специалисты из Новомосковска, а строили - дубовские, строительная организация. - Понятно, значит, немцы успели здесь построить дорогу и, наверняка, какое-то жильё - и всё. - Да, ещё немцы строили гараж Дубовский, АТП. - Даже так?! По Островского, здесь же. - По Островского. Но начинали строить и строили сначала, в основном, деревянные постройки – все цеха. Потом уже постепенно перешли на современные цеха. А так – немцы строили. Там была заболоченная местность, низина, и вот они строили гараж. Машины были ЗИС-5 и «полуторки» ГАЗ-АА, потом - ЗИС-50, ещё позднее появились ЗИС-150. Там в 51-52 году Николай Кретинин уже работал водителем на машине ЗИС-5. - То есть из охраны он ушёл туда. - Да, перешёл в автохозяйство. Шкатулка, изготовленная рукой немецкого военнопленного - Вот здесь уже, наверняка, строили пленные немцы, находившиеся на Дубовке, не те, которые с 11-ой шахты. Я просто перехожу к тому, что здесь же тоже был лагерь и довольно большой. - Гараж строили - пленные немцы с 11-ой шахты. - С 11-ой - это принципиально важно! То есть их сюда пригоняли, приводили, они работали и – обратно. - Да, строили. Вот так, больше я никого с лагеря и не помню. В поисках лагерей НКВД. 11 шахта. Часть 1 | |
Категория: История родных мест | Просмотров: 3645 | Добавил: foxrecord | Рейтинг: 5.0/2 | |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||