Обыкновенное чудо, или электрогитары Чернигов | 12:21 |
Гитары, про которые хочу написать, появились у меня дома очень неожиданным образом. Я в свои 50 с «хвостиком» верю в чудеса, а, как известно, «По вере Вашей да воздастся Вам". Матвей (8:13)», и, так получилось, что мне эти гитары просто подарили. Ну, разве не чудо в наше-то время? При этом подарок сделал человек мне до этого неизвестный. Я ему очень благодарен, и за инструменты, но еще больше за сам факт этого чуда. Сам этот поступок принёс в мой дом какую-то невероятно добрую энергетику, наверное, поэтому и одна из гитар стала самой желанной для моих рук, из которых я её практически не выпускаю. Но вернёмся к самим инструментам. Речь пойдёт об электрогитарах Черниговской фабрики им.Постышева. Сама фабрика была одной из старейших на Украине. Первая продукция вышла из её стен в 1934 году. Полностью разрушенная в годы войны, уже в 1945 году она начала выпускать детские музыкальные игрушки и мандолины, а с 46-го и гитары. Но наибольшую известность фабрика получила с началом производства пианино «Украина» (1950 г.), которые впервые в Европе стали выпускать конвейерным способом. Начиная с 1965 года выпускалось порядка 25 тысяч пианино в год, при этом достаточно высокого качества, о чём говорило множество призов, полученных на международных и отечественных выставках. У меня было две акустические гитары Черниговской фабрики. Первую я случайно купил в Запорожье, когда мы возвращались после летнего трудового лагеря из Бердянска. Она мне служила очень долго и исчезла в конце студенчества – кто-то из ребят её взял поиграть и сломал. Правда на замену мне принесли гитару не хуже и тоже Черниговку. Это, конечно, были серийные недорогие инструменты, несравнимые с «Кремонами» и «Музимами», но они имели достаточно объёмный корпус и вполне приличный звук. Я обе их вспоминаю с большой теплотой. К слову и справедливости ради надо сказать, что настоящие Черниговские гитары были у Владимира Высоцкого, Юрия Лозы, Александра Розенбаума. Бессменный директор фабрики - Григорий Маркович Говзман. Когда он умер в 1965 году весь Чернигов плакал, на похороны приехали директора всех музыкальных фабрик СССР. Его друг фронтовик генерал-полковник А.И.Родимцев даже прервал военные учения. Есть у меня и пианино «Украина». Сейчас оно жестоко расстроено моими внуками, которые на протяжении многих лет делают с ним всё, что захотят, но все остальное у него работоспособно, а сам инструмент, несмотря на годы, очень красив. Кроме гитар и пианино на фабрике им.Постышева изготавливали уникальные украинские бандуры. Страница из путеводителя по Чернигову времён СССР Электрогитары на фабрике выпускали не очень долго, примерно года два-три в начале 70-х гг. Их изготовлением занималась небольшая бригада из трёх человек. История сохранила фамилии двух из них - Николай Миклошевич и Александр Рабинович. Самое необычное в дизайне инструментов был пикгард, выполненный их толстой, 3-мм хромированной латуни. Почему для него выбрали такой необычный материал – история утаивает (пока). Правда в конце своей электрогитарной биографии появились и пластиковые пикгарды. Торговый центр на месте фабрики им.Постышева Пережить разруху 90-х годов фабрика не смогла. Сначала она распалась на два предприятия, которые с большим трудом еле сводили концы с концами, берясь за разные заказы, включая и изготовление гробов из запасов высококачественной древесины, потом она просто умерла, как и многие другие украинские фабрики музыкальных инструментов. Не нужным оказалось это производство в независимой Украине. На месте фабрики вырос огромный торговый центр. В этом здании изготавливали клавиатуру для пианино Культура – ценность неосязаемая, нынешнему времени непотребная. Я уже писал про это, когда описывал подобную ситуацию с Ростовской фабрикой, но повторюсь – я не понимаю, почему сразу после войны, когда всё было в руинах, когда еще не высохли слёзы на щеках вдов и матерей погибших воинов, когда просто была послевоенная голодовка, музыкальные инструменты были нужны, их выпускали, их покупали. Почему сейчас, когда прилавки ломятся от продуктов и число автомобилей на наших улицах уже давно превышает пропускную способность этих самых улиц, они вдруг стали никому не нужны? Парадоксы времени, которые очень больно аукнутся нашему обществу в очень недалёком будущем. Мои новые гитары Но вернёмся к моим гитарам. Состояние их не было критическое. Они требовали небольшого косметического ремонта – замены ладов, чистки, подкраски, полировки и т.д. На деке шестиструнки было нанесено название инструмента – старинное русское слово Лада, что по словарю С.И.Ожегова означает «возлюбленная». Очень даже красиво! Разве можно найти лучшее название для музыкального инструмента! Несмотря на то, что в обоих гитарных грифах не был предусмотрен анкер, они были достаточно прямые, что особенно удивительно по отношению к бас-гитаре. Грифовая накладка здесь выполнена из какого-то тёмновишнёвого дерева. На этот раз я решил не ставить эксперименты с различными маслами для пропитки, а пропитал грифы тем, чем положено по уставу – лимонным маслом "Dunlop”. Кое-что пришлось изготовить заново – это струнодержатель для одной из гитар, ручки на регуляторы и переключатель, антабки для ремня. Полностью перепаял я и схему, вернув её к заводскому варианту. Изготавливаем бридж Отдельно хочется несколько слов сказать про изготовление бриджей. Они деревянные, с регулировкой по высоте специальными резьбовыми шайбами, в качестве которых я использовал старые двухфранковые монеты, купленные на барахолке. Почему именно их? Просто кроме подходящего диаметра и гуртовой насечки, они были необходимой толщины, что давало возможность просверлить отверстие и нарезать в нём резьбу. Вот что получилось Конечный результат превзошёл все мои ожидания. Оба инструмента получились не только красивыми, они обладают при этом очень приятным звуком. Возможно, своеобразные гармоники добавляет в звучание гитар этот самый толстый металлический пикгард. Такие красавицы делал отечественный музпром Впрочем, можете послушать сами. В этом ролике кроме Черниговки использована гитара другой украинской фабрики - Львовской опытно-экспериментальной. И небольшое путешествие по экпозиции чудом сохранившихся экспонатов бывшего музея Черниговской фабрики музыкальных инструментов Использованы фотографии holy_mozart'a, gorod.cn.ua и материалы еженедельника «Деснянская неделя» №44 (083) | |
Категория: Гитары советской эпохи | Просмотров: 4737 | Добавил: foxrecord | Рейтинг: 5.0/5 | |
Всего комментариев: 5 | ||||
| ||||