Недавно появился у меня этот легендарный инструмент. В Интернете на всяких музыкальных сайтах и форумах большего негатива, чем об этой гитаре найти трудно.
Не хуже, чем Gibson гитара «Урал» Ударишь врага – и враг наповал! Ничего нет лучше,если надо забить гвоздь Ещё один удар – и стена насквозь (Чайф)
Сам цитировал в своё время…В свою советскую бытность мне поиграть на «Урале» не пришлось, дергал я струны «Тоники», было даже как-то «Музимы», но «Ураловские» так и не случилось. В Епифани у моего друга Игоря Горшкова был зелёный «Урал», через самодельный дисторшн звук у него вроде был и нормальный…Но это взгляд издалека, очень хотелось в свете сегодняшнего дня оценить этот инструмент, и мне такая возможность была дана. Всегда было интересно, кто создал эту гитару? Все знают имена: Лео Фендер, Лес Пол…Есть еще в гитарном мире Алваро Бартолини (Италия, гитары «Bartolini»), Йозеф Ружичка (Чехословакия, гитары «Jolana»). Кто же создал «Урал»? К великому сожалению, нет пророка в своём отечестве, и страна не знает своих героев. По воспоминаниям, был коллектив конструкторов – Козленко, Вершинин, Фомин, которые, взяв за образец гитару Yamaha SGV800, создали этот шедевр советского гитаростроения. Надо отметить, что «Урал» вышел симпатичнее своего японского прародителя.. Что же не так в этой гитаре? Возможно, что тут больше мифов…
Yamaha SGV800-700
Начнём с корпуса. Корпус «Урала» сделан из щита, склеенного из буковых брусочков клеем ПВА и фанерован красным деревом. Очень давно у меня на посёлке работала Узловская клавиатурная фабрика. Кроме фортепьянной клавиатуры там делали гитарные грифы из бука. Я летом после 8 класса подрабатывал там на лесном складе грузчиком и отлично помню эти буковые бруски под названием «клёц», у которых торцы были покрыты парафином . Даже цену помню, был у нас щит про противопожарную безопасность, и там было написано, что надо беречь социалистическую собственность, и клёц там фигурировал по цене 180 руб. за кубометр. Возможно бук и не гитарное дерево, это не ясень или ольха. Правда у Брайана Мэя его "Красная Леди" вообще была сделана из твердого дуба, и ничего…Корпус «Урала» покрывался полиэфирным лаком толщиной около миллиметра, и это придавало ему небывалую живучесть. Окраска в разные годы разнилась от санберста с различными оттенками до простого чёрного-рояльного.. Вообще, моё мнение – это очень красивая гитара. Глаз на ней останавливается, её хочется взять в руки.
Легенда советского гитаростроения
Теперь гриф - тоже буковый, с красивый белым кантом. 21 лад, имеется нулевой лад. Претензии у меня к нулевому ладу такие – оттого, что на него струны опираются постоянно, под ними появляются следы-углубления, которые потом мешают играть legato. Анкер не требует ключа, а регулируется любой подходящей отвёрткой. Гриф слегка толстоват, но это больше дело привычки, по мне – так достаточно удобен. Струнодержатель - в виде тремоло с рычагом, без регулировки. (копия тремоло Yamaha), работает как на понижение, так и на повышение тона. Пружина тремоло достаточно жёсткая, строй держит вполне удовлетворительно. Бридж фиксированный с возможностью регулировки высоты струн и мензуры. Самые большие нарекания в «Урале» на его электронику – много непонятных кнопочек, слабый выхлоп инструмента в целом. Действительно, уровень сигнала слабоватый. Чтобы понять, зачем нашим конструкторам понадобились эти многочисленные RC-фильтра, стоит вспомнить то время и обратиться к некоторым инструментам 60-70 годов. Не одними Фендерами земля полнилась. Давайте посмотрим на винтажные итальянские гитары.
Те же кнопочки и переключатели. Т.е. в те времена стратовский стандарт еще не так настойчиво диктовал свою моду. Это сейчас пятипозиционник вытеснил все остальные переключатели, а тогда вариантов было больше. Вообще, темброблок на «Урале» выполнен тоже очень качественно. Паяли его на «почтовом ящике», качество сборки очень высокое, всё заэкранировано, все пайки маркированы и покрыты цапонлаком. Регуляторы, конечно, плохие, но других в то время у нас и не было. Теперь звучки – три сингла, чувствительность достаточная, но обладают явно выраженным микрофонным эффектом. В целом звукосниматели и темброблок с многочисленными ёмкостями дают заметный бустерный эффект, т.е. ярко выраженная атака при слабоватом сустейне.
Вскрытие инструмента
Получив в руки такую гитару, первой мыслью было переделать её, установить хорошие хамбакеры, перепаять схему, убрав всё то, что мешает нормальному выхлопу. Потом пришло понимание, что этим я только испорчу инструмент, и мысль о модернизации и «пионеринге» была безжалостно откинута.. Доработку решил провести только по линии экранировки. Правда, несмотря на уверения на форумах, особого фона у гитары и не было, но, как известно, лишний экран в гитаре не помеха. Поэтому, вооружившись пищевой фольгой, я приступил к делу.
Экранирование внутренней полости
Внутренняя полость довольно большая., получилось выстелить её в два-три слоя. Pickguard (декоративная накладка) также был покрыт с внутренней стороны фольгой.
Экранирование пикгарда
Далее для профилактики были разобраны все переключатели, почищены их контакты. Вскрыты были и регуляторы, почищены и смазаны вазелином. Родные белые кнопки от времени пожелтели. Заменил их на чёрные. (не очень большое преступление против винтажа).
Пропитка "звучков" расплавленным парафином
Для ликвидации микрофонного эффекта звучков, они были пропитаны парафином..
После пропитки
Для снижения уровня наводок катушки заэкранировал тонкой медной фольгой в «обхват», на всякий случай не допустив короткозамкнутого витка. На грифе был заменен нулевой лад, натянуты струны «девятка» и отрегулирован анкер. Всё, осталось воткнуть шнур («джек» был установлен до меня) и - вперёд. Как говорил один мой друг-музыкант из древнего города Епифань:”Дёргай струна – жми педаль”…
Просмотрел я выложенное видео - гитара электрическая, концертная. Я тут немножко подшаманил и не без данного сайта между прочим - перепаивал регулятор громкости. Полностью вся электроника функциональна, все кнопки поставил, экран есть, ремешок, чехол, проводок DIN5, некоторые лады подделаю, но займусь при одном условии - некоторые детали нужно добыть. Может мне помогут народных дел умельцы?
А вы знаете, у меня в наличии точно такая же абсолютно модель УРАЛ-650 артикул 422. Одна проблема - не могу никак не найти к ней родные порожки (верхний и бридж), а также три родных колка и рычаг-вибрато. Может у вас имеются в наличии
Бас-гитару "Урал" Я сегодня украл, Я сегодня украл из музея - И играя на ней Всё сильней и сильней, Я при этом, конечно, балдею!
Припев: Недаром ведь мудрец еще китайский сказал: "Что может быть лучше бас-гитары "Урал"?" над ней не властно время, ей по фиг года, Она всегда в теме и прекрасна всегда - Моя бас-гитара "Урал"! (2 р.)
- Бас-гитара "Урал", - Я в восторге орал, - Для меня, как для рыцаря - шпага! Только дерни разок - Пароходный гудок Заменяет она без напряга!
Припев.
С бас-гитарой "Урал" Можно двигать в астрал, Прижимая могучие струны! Если рядом злодей - Можно дать по балде, И из глаз сразу сыплются руны!
Припев.
С бас-гитарой "Урал" Мне не страшен скандал, Не страшны мне враги и заборы! Ведь гитара моя Э-лек-три-чес-ка-я Тяжела, как Уральские горы!
"Новинка!) Электрогитара "Урал", подаренная мне вчера(21.05.11) во время концерта в ХО, моими друзьями из Тюмени) Отсутствие на инструменте струн, колков и датчиков означает то, что гитара готовится к апгрэйду)" Это я писал не так давно. И сегодня этот красавец отправляется за новыми ладами, скалпом и т.д...) Это первый этап, останется электроника, с которой я сам справлюсь. Почти) К осени "Урал" выйдет в свет) Я сегодня, кстати, вернул ему колки и натянул струны. И уже был удивлён звучанием. Даже без подключения)
А вот ещё один на очереди) Здесь апгрэйд начался с того, что я почти всё снял) У этого только дерево и машинка в норме, остальное в печали)
Дружище, зарегистрируйся на сайте http://sovietguitars.com, на форуме есть тема по чертежам любых прибамбасов к советским гитарам, но проще там же у ребят прикупить или поменять готовый бридж.
Весь звук не гасится, но, конечно, ослабляется. Вообще, для "Урала" идеальна бы была активная схема, небольшой предусилитель на ОУ решил бы многие недоработки этой конструкции. Вот здесь есть интересные решения "Электрогитара из мусора"
Так сделай что-то подобное. (Ура, блин! Наконец-то "код безопасности" стал читаемым. А то, право слово, заходить даже не хотелось из-за него. Наверное люди, всё таки, жаловались.)
Легендарная хард-рок группа "Облачный край" из Архангельска, образованная в 1978 году, до 1982 года носила имя «Мёртвые Уши», оставив под таким названием две звукозаписи (1978 и 1980 гг.).Имея в своём арсенале гитару Урал, самодельный, выструганный из берёзового бревна бас, детские клавишные инструменты «Микки», работающие на батарейках и советские клавишные «Фаэми», имеющие неподражаемый спектр звучания, акустическую гитару (за 12 руб. 50 коп.) и пионерские барабаны, сменив название на «Облачный Край», группа, благодаря четырёхлетним поискам и экспериментам, в 1982 году обрела свой фирменный звук и стиль и стала легендой отечественной рон-музыки...
Композиция на близкую шахтёрскую тематику "В забой..."
Здравствуйте, уважаемый Сергей Константинович. Помнится, Вы выкладывали В Контакте видео "ГИПАТИТ'83 (У микрофона С. Маврин)" - это Вы на фотографии стоите впереди с "Тоникой"? Я читал в интернете много противоречивых отзывов об советских электрогитарах - от абсолютно плохих до хороших. А как вы относитесь к гитарам советского производства (наверняка ведь вы сталкивались не с одним экземпляром)? Приветствую) Нет плохих инструментов, для меня, во всяком случае. Есть менее дорогие, более, совсем недорогие и запредельно дорогие) Разница в звучание ровестников - Фендера и Тоники безусловно есть, но не на столько, что бы ругать последнюю) Я на Уралах и Тониках учился играть и был счастлив при этом) И сейчас я могу хоть на спор, после некоторого апгрэйда, заставить неплохо зазвучать любой Урал или Тонику. Что и сделаю видимо очень скоро)) Без всяких споров)
Интервью Анастасии Ягодиной с Виктором Зинчуком В.З. - "Не место красит человека, не инструмент красит музыканта. Я могу играть на любом инструменте". - "А на "Урале" могешь?" - наехала я, не подумав. В.З.- "Могу. Давай "Урал" - сыграю!" Люди думают, что звук зависит от усилителя, а на самом деле звук зависит от исполнителя, формируется им. Можно своей энергетикой добавить звучание... - О`кей, я тебе дам в руки "Урал" и поставлю усилитель "Родина". Ты сможешь сделать свой звук? В.З.- Смогу. Я буду их вертеть, пока не почувствую, что звук стал ближе ко мне. - О гитарах. На чем играл раньше? В.З.- Все было. Была какая-то "Торнадо", была гитара за 35 рублей со звукоснимателем за 7 рублей. И на "Урале" играл - на танцах на Северном Кавказе, иногда сшибая пальцы в кровь. Но был очень доволен, и все были довольны. Иногда в компании приходится играть на гитаре, в которой торчит вилка, чтобы гриф приподнять, но все равно играется, и можно гитару как-то приспособить, и лучше иметь хоть что-то, чем вообще ничего. К моменту назначенного "следственного эксперимента" с легендарным "Уралом" найти таковой все еще не удалось. Зато откопали нечто еще более древнее - гитару "Тоника", выпускавшуюся еще до "Урала" тем же свердловским заводом. Ст-р-р-рашный инструмент! Эксперимент провели. Сыграл. Ей-богу, сыграл. Правда, включалось все это в старый разрушенный "Маяк", и звук... "Полет шмеля", "Чардаш" и баховскую "Шутку" Виктор изобразил, что и запечатлел фотограф, он же - свидетель.
“Ваш звук - в ваших руках, и только в них. Именно то, как вы держите медиатор, как вы бьете по струнам, как вы держите гитару - эти вещи в сотни раз важнее того, на какой гитаре или усилителе вы играете.” — Stevie Ray Vaughan
Конечно дала, и пропитка, и экранировка. Сингл от этого хамбакером не стал, электромагнитные наводки всё равно пробиваются, но микрофонный эффект снижен существенно и практически не оказхвает своего подлого действия...
Так может их вообще нужно эпоксидкой заливать? Или чем-то подобным... Акрилом, например. Я помню, когда ещё был школьником радиолюбителем, некоторые вещи заливал клеем ПВА. Получалось довольно прочно, правда он, всё же боится воды. Если долго мочить - раскисает и разваливается.