Факультет ненужных вещей | 18:43 |
"Факультет ненужных вещей" - есть такой роман у Юрия Домбровского, роман философский о времени, которое в отличие от недавнего прошлого , уже стараются вспоминать пореже...Вот и здесь речь пойдёт о конкретных вещах в их материальном воплощении. Как-то неожиданно мне пришла мысль, что надо написать о некоторых своих самоделках, которые еще пока существуют в материальном виде, и на них можно посмотреть, и их можно пощупать.Как в анекдоте: Звонок:
"Васю можно?"…
"Васю теперь можно только потрогать…" Этих изделий было очень много, но постепенно они покидали этот мир, некоторые вследствие поломки, некоторые просто оказались в этой жизни больше без надобности, хотя от этого немного и грустно... Начнём, пожалуй, с гитары. Сделана она была мной в 17-летнем возрасте. Это была уже третья попытка изготовить музыкальный инструмент своими руками. Первый раз я за это взялся в классе 7-8. В школьной библиотеке попалась мне книга "Самоделки школьника", и в ней было описано, как сделать самому гитару, а потом её еще и электрифицировать. Гитара была слегка трапециевидная, гриф - с нашей поселковой фабрики, которая в те года делала клавиатуру для фортепьяно и гитарные грифы. Надо сказать, что инструмент получился довольно красивый, с нормальным звуком, и служил он мне больше года, пока я во время летних сельхозработ после 8 класса по пути домой в Запорожье не приобрёл настоящую гитару.
Вторая попытка была менее удачная, задумка была сделать чисто электрогитару, и на этой же фабрике мне склеили щит из ценных древесных пород и из него выпилили ленточной пилой корпус. Живя на шахтном посёлке, я не ведал про разные "Фендеры", но моя тётя выписывала журнал "Новые товары", в одном из выпусков которого была гитара "Аэлита". Она и была взята за основу, хотя рога интуитивно немного загнули по-фендеровски. После макетного изготовления были натянуты струны, и тут - О горе! - корпус лопнул в месте крепления грифа без возможности восстановления. В третий раз на этой же фабрике мне склеили многослойную фанеру и снова из неё выпилили корпус. Эта конструкция оказалась долгожителем и существует уже больше 30 лет. Гитара изначально делалась как активная, небольшой предусилитель-корректор с "Кроной" встраивался внутрь, что позволяло добиться довольно приятного звучания. Недостатком были звукосниматели, ловившие магнитные, а иногда и радиополя, и с этими наводками приходилось нещадно бороться. Гитара дожила до наших дней, Её не смогли сломать ни мои дети, ни племянник, ни внуки, хотя небольшой ремонт я иногда и проводил чисто для души.
Запись на этой гитаре Другим шедевром технической мысли является приставка-процессор эффектов для этой же гитары. Этих самых примочек в жизни было сделано очень много, но конструкция, которую я хочу показать уникальна. Её прототип я увидел в клубе г. Епифань, куда приезжал к друзьям-музыкантам. За основу взята схема гитары-орган В.Кетнерса из журнала "Радио" за 1976 год. Уникальность этого процессора в том, что он чисто импульсный, звук преобразуется в прямоугольный триггером Шмидта, а потом частота его делится на два и четыре. Сочетание этих звуков давало неповторимый саунд. Позже в состав блока эффектов был добавлен дисторшн с удвоением частоты звука, и всё это было смонтировано в корпусе от какой-то шахтной аппаратуры. Не все режимы сейчас работают, но приставка жива, хотя я её уже и не использую, переключившись на компьютерные примочки.
Следующим сохранившимся динозавром электроники является ламповый стереоусилитель ватт на 10 с довольно хорошими характеристиками. Изготавливался он на Болдинстрит 128, в общежитии горного факультета Тульского политехнического института. Детали были украдены из какой-то институтской лаборатории (по правде, они там просто валялись никому не нужные). Усилитель позднее доделывался, вставлялся шумоподавитель, пиковые индикаторы. Служил он мне очень долго, и сейчас в боеспособном виде.
А это - осциллограф. Был в моей жизни период, когда я довольно профессионально занимался ремонтом телевизоров (даже отучился на специальных курсах). В помощь и был создан этот аппарат. Пользовался я им редко, но пару раз он меня выручал, а однажды с его помощью ремонтировал другой, промышленный осциллограф. Сейчас как напоминание о тех годах лежит на полке.
Там же и другое чудо техники, правда, изготовленное моим другом С.Ожогиным и подаренное мне - компьютер "Спектрум", который я долго использовал для настройки телевизоров отечественных марок.
Многое уже не сохранилось, например электроорган "Юность", у которого я отключил последнюю октаву, а на эти клавиши смонтировал электронные барабаны и тарелки. Звучание было очень натурально.Или диагностический тестер для автомобиля, позволяющий сделать многие настройки зажигания, холостого хода автомобиля был мною подарен, и, надеюсь, помогает в нелёгком труде автомеханика своему новому хозяину.
Хочется упомянуть еще о двух изделиях, к которым я имел некоторое отношение. Первое - это 20-дорожечный магнитофон, который строил мой друг А.Б. из лентопротяжки Большой ЭВМ. Изделие не было завершено, к сожалению, а могло быть шедевром уходящего ХХ века. Второе - микшерский ламповый пульт на 12 входов стерео с раздельными регулировками. У ног Володи Салохина чемодан с надписью"Олимпиада-80" В этом чемодане и был смонтирован пульт Сейчас мало кто занимается подобным творчеством. Есть всё готовое, и в избытке. Китайские товарищи-коммунисты насыщают весь мир товарами по коммунистическому принципу - каждому по потребности. Мы тоже когда-то верили в коммунизм. Не станет воров и рвачей,
По Шефнеровски не получилось....
Все будет в избытке, в излишке; Не будет замков и ключей, И только в уборных - задвижки. | |
Категория: Сам себе мастер | Просмотров: 6640 | Добавил: foxrecord | Рейтинг: 5.0/11 | |
Всего комментариев: 4 | ||||
| ||||