Вторник, 14.01.2025, 01:25
Приветствую Вас
Гость |
RSS
Главная »
2020 » Июль » 21 » Ещё раз про эксперимент "Кливаж"
Ещё раз про эксперимент "Кливаж"
09:53
Динамика краеведческих изысканий абсолютно непредсказуема: месяцами может наблюдаться полный штиль - несмотря на все попытки, ничего путного не попадается из интересующих документов и свидетельств. А иногда какие-то неведомые исторические хляби разверзаются, и просто не успеваешь складывать всё, неведомо откуда явившееся, в свои компьютерные хранилища для дальнейшего анализа и использования.
Сегодняшней темы я
касался и раньше . Тогда я только начал вести свой сайт, и мне очень хотелось отметиться каким-то интересным постом про какое-то не очень афишируемое событие в наших краях. Так и появился материал про проект «Кливаж». Я восемь лет работал в производственном объединении «Октябрьуголь». В этой конторе мы получали журнал «Уголь Украины», и вот в одном из номеров и был материал про этот проект. Журнал долго перемещался по моим книжным шкафам и благополучно потерялся к моменту написания той первой статьи, поэтому её содержание основывалось на том, что осталось в памяти.
На днях я совершенно случайно наткнулся на более подробный материал об эксперименте «Кливаж» в очень авторитетной монографии «Мирные ядерные взрывы: обеспечение общей и радиационной безопасности при их проведении» (Кол. авторов под рук. проф. В.А. Логачёва – М.: Изд. АТ, 2001 г.). В этой книге есть и главы, описывающие и анализирующие события 1979 года на шахте «Юнком». В нынешнее время проблему радиационной безопасности пытаются использовать в не очень честном политическом противостоянии, подключены целые «фермы троллей» для раздувания нездорового ажиотажа и спекуляций на этом историческом событии, поэтому публикацию глав из этой монографии я считаю очень своевременной. Текст дан полностью, без редакторских правок.
10.2.1. ПРОБЛЕМЫ АВАРИЙНОСТИ НА УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ
Необходимо отметить, что в различных угольных бассейнах страны многие разрабатываемые угольные пласты являются опасными для шахтеров с точки зрения внезапных выбросов из этих пластов угля и газа. Известно, что с увеличением глубины разработки увеличиваются горное давление и напряженность во вмещающих породах, в результате чего возрастает вероятность внезапного выброса угольной пыли и газа, а значит и возможность гибели шахтеров. Так, на шахте "Юнком" ("Юные коммунары") в г. Енакиево Донецкого бассейна за последние 15 лет было зафиксировано 235 таких внезапных выбросов, что стало причиной гибели 60 шахтеров (1).
В конце 70-х годов ученые из Института технической теплофизики Академии наук Украины и ВНИПИпромтехнологии высказали предположение, что с помощью ударной волны относительно слабого ядерного взрыва можно раскрыть зарождающиеся в породе трещины, уравнять напряжение и таким образом избежать возникновения внезапных выбросов угольной пыли и газа. Причиной такого предположения стали результаты наблюдений за работой шахт на Сахалине, где отсутствие таких выбросов связывалось с повышенной частотой землетрясений в этом регионе (2).
По одобренному Министерствами угольной промышленности СССР и Украины предложению специалистов Института горного дела им. А.А. Скочинского и производственного объединения "Орджоникидзеуголь" было решено провести на шахте "Юнком" (г. Енакиево Донецкой области) эксперимент по проверке эффективности использования подземного ядерного взрыва для предотвращения внезапных выбросов угля и газа. Этот эксперимент, для проведения которого были выбраны наиболее взрывоопасные угольные пласты, получил условное название "Кливаж".
10.2.2. РАДИАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА НА ОБЪЕКТЕ “КЛИВАЖ"
Эксперимент проводился 16.09.1979 г. На глубине 903 м от дневной поверхности восточного крыла шахтного поля был осуществлен ядерный взрыв мощностью 0,3 кт. Заряд размещался между наиболее опасными угольными пластами: в 45 м под пластом "Девятка" и в 31 м над пластом "Кирпичевка". Зарядная камера была сооружена в наклонном штреке, пройденном с горизонта 826 м.
Небольшая мощность взрыва определялась требованиями обеспечения сейсмической безопасности шахтных стволов и основных выработок, а также промышленных и жилых зданий в районе шахты "Юнком" и в городе Енакиево. Песчаная порода вокруг зарядной камеры должна была способствовать локализации продуктов взрыва в труднорастворимом расплаве и сведению к минимуму выноса радиоактивности из полости взрыва. В наклонном штреке был сооружен забивочный комплекс для предотвращения выхода продуктов взрыва в другие шахтные выработки или на поверхность.
На рис. 10.3 приведена фотография приемного пункта автоматики (ППА), расположенного вблизи приустьевой площадки, а на рис. 10.4 - фотография командного пункта автоматики (КПА) во время проведения опыта "Кливаж".
Рис. 10.3. Приемный пункт автоматики вблизи приустьевой площадки объекта «Кливаж»
Через сутки после взрыва были обследованы все подземные выработки в шахте. Существенных повреждений отмечено не было, исключение составили обрушения породы на одном из сопряжений лавы с вентиляционным штреком. Наблюдались также отдельные вывалы кусков породы и осыпание мелочи с кровли и боков выработок.
В целом можно отметить, что ядерный взрыв не вызвал осложнений в работе как самой шахты, так и близлежащих предприятий.
Рис. 10.4. Общий вид командного пункта автоматики во время проведения опыта «Кливаж»
Не отразился он и на жизнедеятельности населения г. Енакиево. Сейсмическая и радиационная безопасность, как и предусматривалось проектом, была соблюдена в полном объеме. На пятые сутки после взрыва шахта работала в своем обычном режиме, выдавая на гора уголь.
На рис. 10.5 приведена фотография руководителей и активных участников эксперимента "Кливаж" после выхода их из шахты.
Результаты анализа обширного экспериментального материала, полученного в ходе проведения этого опыта, позволяют утверждать, что загрязнения объектов внешней среды конденсированными радиоактивными продуктами ядерного взрыва не произошло. Это было обеспечено надежным завивочным комплексом, который в течение 16 часов удерживал РБГ в замкнутом пространстве. Через 16 ч после взрыва в газах центральной зоны завивочного комплекса практически отсутствовали короткоживущие изотопы криптона и ксенона, распад которых, как известно, приводит к образованию радиоактивных аэрозолей. По этим же причинам не наблюдалось загрязнения стенок шахты, шахтного оборудования, транспортных средств и спецодежды.
Как уже отмечалось выше, имевшее место поступление радиоактивных благородных газов в атмосферу не представляло опасности для населения, поскольку это поступление было незначительное и к тому же растянуто во времени.
10.5 Участники эксперимента "Кливаж" после выхода их из шахты
Не было обнаружено и значимых превышений мощности дозы гамма-излучения, а также концентраций радиоактивных веществ в эксплуатирующихся участках шахты и на дневной поверхности, поэтому на объекте не было необходимости выделять санитарно-защитные зоны. Достаточным стало установление лишь "дисциплинирующей" проницаемой для воздуха двери перед термоэлементом 4.
Вследствие сложившейся благоприятной обстановки в момент и после взрыва никакого облучения персонала, работников шахты и населения, проживавшего вблизи шахты, в период проведения работ не отмечалось, за исключением персонала, работавшего у термоэлементов и анализировавшего отобранные пробы. Фактически эквивалентная доза внешнего облучения их составила 0,0001-0,001 Зв (0,01-0,1 бэр).
Результаты обследований объекта, проведенных в 1980-1982 гг., свидетельствовали о том, что эффективное расстояние устранения опасных выбросов составляло 150 м, но и на более дальних расстояниях наблюдалось значительное уменьшение количества и интенсивности выбросов породы и газа.
В процессе подготовки и ведения горных работ в ближайших к центру взрыва угольных пластах уровни радиации в выработках и лавах имели фоновые значения, характерные для угленосной толщи, поэтому никаких осложнений не было для продолжения в них работ (1,5).
Проведенный эксперимент позволил улучшить технико-экономические показатели работы шахты. Непосредственно в зоне взрыва при работе во выбросоопасных пластах было добыто около 800 тыс. тонн угля.
Последние детальные обследования радиационной обстановки на шахте "Юнком" и в ближайших окрестностях проводились осенью 1991 г., в ходе которых измерялись уровни радиации в выработках и на поверхности, определялось содержание радионуклидов в шахтной воде и донных отложениях по пути стока сбросных вод на поверхности земли.
По результатам обследований было установлено, что мощности экспозиционной дозы на дневной поверхности у ствола шахты и в поселке шахтеров составляли 12-15 мкР/ч, что соответствовало уровню естественного фона. На горизонтах 826 м и 936 м мощности доз были равны 12-25 мкР/ч, что также не превышало обычного для этих горизонтов уровня. И только в местах выхода природных урано-ториевых минералов уровень радиации повышался до 40 мкР/ч и более.
Анализ проб шахтной воды показал, что содержание цезия-137 в ней не превышало 7 Бк/л, то есть его объемная активность почти в 100 раз была ниже допустимой концентрации этого радионуклида в питьевой воде. Содержание трития в пробах было в 50 раз ниже установленных пределов.
В сбросных водах вне шахты, которые являлись основным каналом выхода радионуклидов в окружающую среду, концентрация стронция-90 была равна 0,0002 Бк/л, а цезия-137 - 0,01 Бк/л, что в 4-5 тыс. раз ниже допустимой концентрации этих радионуклидов в питьевой воде. Был проведен анализ проб воды и ила, которые отбирались по пути движения сточных вод, а именно, в прудах-отстойниках и в реке Булавинка. По результатам анализа этих проб было установлено, что концентрация стронция-90 в воде пруда-отстойника не превышала 3,5 Бк/м3, а цезия-137 - 23 Бк/м3. Удельная активность цезия-137 в иле была равна 60 Бк/кг. В воде реки Булавинка содержание стронция-90 составляло 20 Бк/м3, а цезия-137 - 50 Бк/м3, что было близко к уровню глобального естественного фона. Интересно отметить, что в пробах ила кроме цезия-137 был обнаружен и цезий-134. Это свидетельствовало о присутствии в объектах окружающей среды в основном глобальных выпадений, а также продуктов аварии на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, результаты более чем 10-летнего радиационного контроля в районе проведения эксперимента "Кливаж” свидетельствовали о том, что этот эксперимент не оказал какого-либо вредного влияния на радиоэкологическое состояние прилегающего к шахте района. Объект "Кливаж" и в настоящее время находится в опытно-промышленной эксплуатации.
По решению Министерства угольной промышленности СССР, положительно оценившего результаты опыта "Кливаж", предполагалось осуществить второй подобный взрыв на шахте им. Румянцева вблизи г. Горловка Донецкой области. Однако из-за моратория на ядерные испытания, а затем и распада Советского Союза это решение не было реализовано.
Негативной стороной эксперимента "Кливаж" было то, что он проводился в тайне от местного населения. Это стало причиной возникновения различного рода кривотолков, а также подозрений относительно достоверности полученных результатов. В ряде статей (7-9 и др.) цитировались высказывания бывшего директора шахты "Юнком" В.Г. Ревского: "В результате проведенных непосредственно в шахте измерений и исследований можно считать, что эффект влияния эксперимента "Кливаж" чрезвычайно мал... Эксперимент практически не повлиял на снижение выбросоопасности." Далее он утверждал, что вызванное аварией на Чернобыльской АЭС радиоактивное загрязнение окружающей среды затруднило интерпретацию данных, полученных в ходе радиоэкологического обследования шахты и ее окрестностей.
Спорить, вероятно, не нужно, поскольку "один опыт — не опыт"... А больше таких экспериментов не проводилось.
Ссылки на литературу в тексте:
1. Ядерные испытания СССР. Т. 4. Использование ядерных взрывов для решения народнохозяйственных задач и научных исследований. / Кол. авторов под рук. В.Н. Михайлова. - Саров, РФЯЦ-ВНИИЭФ, 2000.
2. Наука и всеобщая безопасность. Технические предпосылки для политических инициатив по контролю над вооружениями и проблемами окружающей среды. Том 7, выл. I. Пер. с англ. Принстонский унив. США, 1998.
5. Мирное использование подземных ядерных взрывов. Вып. 4 / Кол. авторов под рук. В.Н. Михайлова. - М.: ВНИПИпромтехнологии, Радиевый институт, 1994.
7. Гончаров В., Петешов С. Эксперимент под кодовым названием “Кливаж". В кн.: Атом без грифа "секретно": точки зрения. Составители А. Емельяненко и В. Попов. - М.: Типогр. "Н. Р Dnick". 1992.
8. Пинаев В.С. Технологии ядерных взрывов в мирных целях. // "Атом", РФЯЦ-ВНИИЭФ, №11, 2000.
9. Служба Радио Украины. Раскрыто секретное ядерное испытание в Донбассе. 5 августа 1992 г.
Ещё по теме из свежих публикаций: "Грозит ли Донбассу экологическая катастрофа от затопления «ядерной» шахты «Юнком»"
Категория: История родных мест |
Просмотров: 784 |
Добавил: foxrecord
| Рейтинг: 5.0/3 |
- Оценить -
Отлично
Хорошо
Неплохо
Плохо
Ужасно
Всего комментариев: 1
Порядок вывода комментариев:
По умолчанию
Сначала новые
Сначала старые
0
Весь интернет пестрит спекуляциями на тему затопления шахты "Юнком". Смысл большей части статей: "Всё пропало! Радиация! Мы все умрём!". А, между тем, ещё в 2012 году специалистами (не блогерами или непонятно какими экспертами) Харьковского физико-технического института в очень специализированном научном журнале "Радиохимия " (т.54, №5, стр. 476-479) была опубликована статья с таким названием, и такими выводами:
* * *
Ещё статья в журнале "Уголь Украины" №4 за 2005 год
"Эколого-геологическая оценка риска затопления зоны подземного ядерного взрыва на шахте "ЮНКОМ" (объект "Кливаж")" , Е.А. Яковлев, В.А. Сляднев, Н.А. Юркова.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[
Регистрация |
Вход ]
Календарь « Июль 2020 » Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Друзья сайта
Мои фотоальбомы
Случайная фотография
Статистика Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мой канал на YouTube
Помощь на оплату
хостинга