Есть у нас в области городок с красивым названием Ясиноватая. Кто-то, возможно, помнит это название по старым советским железнодорожным расписаниям. Действительно, когда-то это была крупная узловая станция общесоюзного значения. Впрочем, она, наверное, таковой и осталась. Кто-то вспомнит, что в этом городе расположен один из крупнейших заводов угольного машиностроения – Ясиноватский машзавод ЯМЗ, выпускающий могучие проходческие комбайны, и это тоже правда. Об этом заводе и пойдет речь, только поговорим мы не об угольной технике, а о категориях более значимых - доброте и милосердии… Лет десять назад директор завода Виктор Трубчанин привез из поездки на рыбалку собаченку, сбитую чьей-то машиной и умирающую на обочине дороги. С того дня начался отсчет времени явления неординарного и не имеющего аналогов не только в Украине, но и, пожалуй, во всём мире – заводского приюта-питомника для бездомных собак. Сюда стали сносить и свозить собак сначала городских, потом из других городов, а потом и из других областей – Луганской и Запорожской. Принимались все собаки без всяких породных ограничений..К 2005 году на заводе уже содержалось 2150 этих гавкающих друзей человека, за что предприятию был выдан Сертификат «GUINNESS» .
Для их содержания рядом с производственными цехами были выстроены просторные вольеры с индивидуальными будками для каждого проживающего. Живут здесь собаки семьями по парам или , так сказать, дружными компаниями по интересам.. Вольеры закреплены за цехами, в штате каждого цеха есть кинологи, которые кормят животных и убирают за ними. Всего на машиностроительном заводе три ветеринара и 25 кинологов. Чистота на территории идеальная, никакого запаха, никакой псины. Сначала заведенный порядок не позволял раздавать животных из приюта, но с ростом звериного населения пришлось этот порядок изменить, только забрать животное из питомника не так-то просто. Сначала надо написать заявление и пройти собеседование с ветврачом , который поинтересуется об условиях, в которых предстоит жить вашему «избраннику». Потом вам разрешат пройти на территорию и выбрать будущего любимца, но опять его сразу пока не отдадут. По месту жительства приедет специальная комиссия , чтобы оценить -: подходят ли условия проживания для содержания животного, не будет ли ему у новых хозяев хуже, чем в приюте. Только после этого собака обретёт свой новый дом.
Сейчас в питомнике 1471 собака. Но кроме них как-то сами собой тут появились и кошки в количестве 80 штук, белки, дикие утки и небольшое стадо из 10 муфлонов. Месяц содержания этого поголовья обходится предприятию почти 200 тысяч гривен. Это десятая часть от фонда оплаты труда заводчан. На одну собаку в месяц тратится около 125 гривен. Сюда входит и трехразовое кормление, и уход, и медикаменты. Кроме того, сейчас организована собственная ветеринарная клиника. В апреле основатель этого огромного семейства - Виктор Трубчанин, человек во всех отношениях уникальный ( в числе его наград есть даже орден Великого патриота Мальты рыцаря гостальеры суверенного ордены святого ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО — «Рыцари Мальты»), ушел из жизни…Дело отца продолжают его сыновья, ставшие у руля этого предприятия. И хотя завод переживает сейчас не лучшие времена из-за общего кризиса и почти неизлечимого кризиса угольной промышленности Украины, питомник существует, и ликвидировать его никто не собирается. Правда полторы тысячи собак в сравнении с 1100 оставшихся на заводе рабочих – это, возможно, и перебор, и , поэтому, принято решение о временном прекращении приема собак и стерилизации имеющихся животных, хотя уже в этом году завод принял 30 бездомных собак из Киева…
Хозяин погладил рукою Лохматую рыжую спину: - Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою, Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник И скрылся под гулким навесом, Где пестрый людской муравейник Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу. И лишь за знакомой спиною Следили два карие глаза С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа Сказал:- Что? Оставлен, бедняга? Эх, будь ты хорошей породы... А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался, Взревел паровоз что есть мочи, На месте, как бык, потоптался И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги, Курили, смеялись, дремали... Тут, видно, о рыжей дворняге Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то По шпалам, из сил выбиваясь, За красным мелькающим светом Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова, В кровь лапы о камни разбиты, Что выпрыгнуть сердце готово Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы Вдруг разом оставили тело, И, стукнувшись лбом о перила, Собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги... Старик! Ты не знаешь природы: Ведь может быть тело дворняги, А сердце - чистейшей породы! Эдуард Асадов
Всё-таки какая-то коммерческая идея обязательно должна лежать в основе существования подобного проекта, для обеспечения, если не 100%-ной рентабельности, то компенсации хотя-бы части вложенных средств. Ну например производство и реализация собачьего жира, который является довольно эффективным лекарственным средством для определённого вида болезней. Или выделка шкур и пошив меховых шапок, чехлов на сиденья транспортных средств, согревающих противорадикулитных поясов. Ведь известно как эффективно удерживает тепло и согревает собачья шерсть.
Никакой коммерческой подоплеки не было, чистая благотворительность, завод-то машиностроительный. Просто В.Трубчанин был такой человек, почетный член всевозможных академий и обществ, это просто было дело его жизни. Вечером на заводе была специальная планёрка по собакам, и не дай бог...Не знаю, продолжат ли его сыновья его дело в полном объёме, учитывая кризисные нынешние явления. По крайней мере новый директор в инете опроверг слухи, о строительстве могильника и предпологаемом истреблении животных, назвав это нечистоплотной "уткой".
Ну дай Бог чтобы этот питомник просуществовал многие годы, хотя просто содержать животных, не принимая каких то радикальных мер - тоже не имеет смысла.