Беседы с В.М. Женко. Часть 10 | 20:42 |
22 июня 2013 года. О том, что волнует и о чём хочется сказать. - Владимир Беседа Митрофанович, было бы интересно узнать, как человек Вашего поколения оценивает происходящие сейчас в обществе события. - В первую очередь меня, конечно, интересует образование. В связи с тем, что совсем недавно прошла пора экзаменов, то это событие было на слуху и на телевидении, и на радио, и в газетах. Для меня это было главным. Для меня совершенно неприемлема проведённая реформа в образовании вместе с этими экзаменами – ЕГЭ. - То есть Вы являетесь принципиальным и активным противником этого. - Принципиальным и самым активным противником! Начнём с простого – наименования «школа». Школа имела глубокий смысл. Это то место, где человек готовится к жизни. Сейчас же школа называется образовательным учреждением. А всё остальное? Ещё при императрице Екатерине II жил некто Иван Иванович Бецкой (видный деятель русского Просвещения, внебрачный сын князя И. Ю. Трубецкого, у которой он был консультантом). Так вот Бецкой тогда ещё говорил, что молодёжь надо воспитывать так, чтобы она могла служить Родине. И следующий этап – дать молодёжи образование. То есть на первом месте воспитание, на втором месте образование. И не наоборот! Воспитанного человека и учить легче, чем невоспитанного. У нас же школа только обучает, про воспитание забыли. Если раньше были какие-то планы воспитания, требования, для чего создавались определённые условия, то теперь почему-то школу считают только образовательным учреждением, а воспитание при этом где-то сбоку-припёку. Вот поэтому всё время и возникают проблемы. Возьмите проблему трудового, патриотического, военного воспитания, не говоря уже о воспитании этическом, эстетическом, о привитии любви к книге и так далее. Иван Иванович Бецкой - Граждан в школе не воспитывают. - И даже мало того. Я, например, считаю, что сейчас молодое поколение развращают! Приведу только один пример. Накануне экзаменов мэр Москвы Собянин собрал какую-то большую группу выпускников 11-х классов, пожелал им успехов при сдаче ЕГЭ и найти себя в торговле и сфере обслуживания. Другого пожелания своей молодёжи, своим будущим жителям глава Москвы придумать не смог. - Специалисты и инженеры производства, получается, не нужны. - Никто не нужен! Мало у нас торговых точек и торговых центров. И так мы уже страну превратили в сплошную ярмарку и базар. Всё это из-за того, что реформу доверили одному человеку, как и многое в стране. - Потому, наверное, что к образованию остаётся отношение, как к какой-то технологии, как будто к процессу, как к станку, можно поставить человека, который вовремя нажмёт нужные кнопки, отследит некий алгоритм, выполнит план, отчитается и - до свидания. - А дальше - хоть трава не расти. Понимаете, когда Генеральным Секретарём КПСС стал Черненко, проводилась реформа школы. Она проводилась таким образом. Сначала вопрос реформы обсуждался в педагогическом коллективе школы; затем представители педагогических коллективов объединялись в систему районного отдела народного образования, где вопросы обобщались – что-то выбрасывалось, что-то добавлялось – и вырабатывались свои предложения; дальше процесс шёл в область, и в итоге весь комплекс идей обсуждался на съезде или в Академии наук. И только тогда было принято соответствующее решение. На что я хочу обратить особое внимание: реформа школы во времена Черненко началась с повышения заработной платы учителям, причём очень значительного – примерно, на одну треть. Если человек получал 100 рублей, то теперь стал получать 130. Иван Сергеевич Аксаков У Фурсенко же консультантами были американцы. Почему американцы? Вот этот вопрос вообще меня очень удивляет. Ещё в 19 веке жил такой Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886 г.), который являлся идеологом славянофилов. Тогда существовало два течения: славянофилы и славянофобы или западники. Так вот Аксаков, изучая американское общество, сделал вывод, что это аморальное общество, безнравственное. Почему? Потому что там вся деятельность основана на одном – на получении прибыли. Прибыль – на первом месте. И не стоит уже говорить о том, что написал Горький в своём произведении «Город жёлтого дьявола». Я даже больше скажу. В 1945-1946 году мы страшно удивлялись: почему в Берлине на чёрном рынке, который там назывался Swarzmarkt, торговали американские офицеры, в том числе и старшие. Торговали часами, галетами, джипами, отрезами на костюм, ботинками – там можно было купить всё, что угодно. Ещё торговали англичане. Нам, советским людям, это было очень удивительно. Это теперь я понимаю, что этот самый бизнес, эта самая выгода – что-то сделать для того, чтобы получить прибыль, - царствует даже в армии. И вот мы с них берём пример. Причём, основная идея реформы школы у Фурсенко была такова: он считал, что советская школа готовила творческих людей, а теперь творческие люди не нужны. Теперь нужны только исполнители и ещё хуже – потребители, то есть люди, только потребляющие достижения науки и производства. Накопительство, богатство – ныне культивируемые ценности. В этом и есть разврат молодёжи. - Причём, уже и не одн.ого поколения. - Люди, рождённые ещё при Советской власти, окончившие тогда школу, ещё что-то по-иному понимают. А нынешняя молодёжь, родившаяся позже и достигшая 20-летнего возраста, совсем другая. Одна учительница рассказывает. У внука день рождения. - «Внук, что тебе подарить: игру какую-нибудь или деньги, чтобы игрушку сам выбрал? – Бабушка, мне ничего не надо, у меня цели гораздо дальше. – Какие же у тебя цели? – Иметь свой дом и машину». Это заявил 7-летний ребёнок. Второй шаг, сделанный Фурсенко, - передача народного образования регионам. Что в обществе дороже всего – это, конечно, дети и молодёжь. И главное – их воспитание, образование и здравоохранение. Поэтому ни в коем случае нельзя это отдавать на откуп губернаторам. Хороший губернатор прибавит зарплату учителю и сделает что-то для школы, плохой – не прибавит и не сделает. Школа, как и здравоохранение, должна быть общегосударственной. Это должны быть два самых важных направления в деятельности правительства. Урок физики в школе №16 (1973 год) Фурсенко это взял тоже в Америке. Там каждый штат имеет свою систему образования, свои программы, свои учебники, и может даже что-то запретить. Недаром одно время говорили об «обезьянем» процессе, когда в некоторых штатах запретили дарвинизм. - Вот так брать и запросто переносить это всё на российскую ментальность просто глупо. - Это всё чуждо нашему обществу и нашему человеку. Теперь о личности учителя. Слово «учитель» - не простое слово. Вот сейчас возрождается наша православная религия. Иисуса Христа называют учителем, и имя его пишут с большой буквы. А у нас теперь учитель – человек, который оказывает обществу образовательные услуги. Получается, один работник услуг подносит тарелку с борщём, другой работник услуг подносит на тарелочке закон Ньютона… Учитель - есть учитель. И ведь вынуждают учителя это делать. Везде говорят: средняя зарплата учителя в регионе (например, в Тульской области, она составляет 21 тысячу рублей в месяц). Понятие средней зарплаты – понятие от лукавого. У учителя должна быть гарантированная ставка при 18-часовой недельной нагрузке. Испокон века установлено, что плодотворная работа учителя возможна, когда он имеет 18 часов преподавания в неделю. Но, имея эти 18 часов, учитель и зарплату должен получить такую, чтобы он мог жить. Сейчас месячная зарплата за 18 часов в неделю учителю, пришедшему первый год работать в школу, составляет 6-7 тысяч рублей. Поэтому молодёжь и не идёт работать в школу, а если и приходит, то ненадолго. Я вот знаю, например: в нашу школу пришла молодая учительница-историк, поработала два месяца и что? Получила 14 тысяч и пошла домой искать себе другую работу. Вон многие, педагогические институты окончили, а работают в магазине продавцами. Средний возраст учителя сейчас (по Тульской области) где-то около 50-ти лет. А раньше в 55 лет учитель уже уходил на пенсию. И это совершенно правильно, потому что настоящим воспитателем может быть человек, конечно, молодой и среднего возраста, во всяком случае, не семидесятилетний. Школа №18. Более 20 лет выпускники выходили из школы с водительскими удостоверениями Начинать реформу надо с учителя. Что значит 2-3 ставки, которые сейчас вынуждены брать учителя? Это урок – перемена, урок – перемена. И так все 6 часов. А когда подумать? А когда работать с книгой? А когда работать над планом урока? Поэтому и идёт всё кое-как. Но вынуждают учителя этим заниматься. И раньше давали в график учителю нагрузку побольше – 20, 22, редко 24 часа в неделю, - но человеку опытному. Более того, учителя ныне заставляют делать ненужную работу: вынужденно писать разные бумаги, отчёты, какие-то никому не нужные разработки. То есть у каждого учителя должна быть целая папка всяких бумаг толщиной в 50 мм, причём, не только сочинённых ими, но и ещё обязательно распечатанных на компьютере. Я хотел разобраться в этом, но так и не смог. Написание этих бумаг отнимает уйму времени. Скажу про один интересный вопрос. Медведев, когда был президентом, высказал своё мнение, что школам пора переходить на электронные дневники и электронный журнал. Всё это, конечно, через интернет. В школе к интернету подключен один единственный компьютер, а учителей в школе 5, 10, а не дай бог 15 или 20. И вот они должны стоять каждый день в очереди, чтобы через интернет отправить в электронные дневники и журналы сведения, хотя есть и журнал и дневники. Это было бы целесообразно, если бы у каждого ребёнка дома был компьютер, и у каждого он был подключен к интернету. И у каждого папы с мамой была возможность подойти, нажать кнопку и посмотреть, что их ребёнок получил за сегодняшний день. Это занимает больше времени, нежели просто сказать: «Коля, дай свой дневничок, что ты сегодня получил?» А раз это сказал президент, то всё должно выполняться неукоснительно. И вот все сейчас сидят и заполняют свои электронные дневники, журналы. Ещё одна сторона. Каждое воспитательное мероприятие нынче считается проектом. Я присутствовал в одной школе на празднике, посвящённому Дню Победы. И вот цель проекта, что, зачем и почему – зачитывалось минут восемь. Руководитель проекта – мама, а объект проекта – дочь. Мама научила дочку исполнять венский вальс. Девочка исполнила танец очень хорошо, мне очень понравилось. Сам вальс исполнялся 2 минуты, а только прочтение бумаг, написанных к этому вальсу, заняло, по крайней мере, 8 минут. И так каждое мероприятие объявляется проектом, пишется ворох бумаг – от чего, почему, что, как, зачем, - а потом это всё показывается и делается. А что там говорить, если массовое мероприятие? Там тогда бумаг вообще нужно целую кучу. - Вот таким образом нас всех и «оцифровывают». - И в этой школе присутствовал инспектор из области – молодая, приятная женщина, знающая. И Вы представляете, она совершенно серьёзно говорила об этом, как о достижении! Причём, таких проектов было десять. Один из них – вышивка, по-моему, бисером Вечного огня к 65-летию Победы. Мама научила, мальчик вышил и мне подарил. Этот проект тоже подробно описывается – как и почему. К чему? Зачем? Так что не дай бог быть классным руководителем – будешь без конца эти проекты писать. - В общем, быть учителем сейчас – весьма неблагодарное дело. - Совершенно непрестижное и неблагодарное. Поэтому и берут учителя две ставки – 36 часов в неделю вместо 18-ти. Поэтому они не могут основательно готовиться к урокам. Поэтому они физически не в состоянии выполнить весь объём как следует. Причём, люди, как правило, работают все пожилые, пенсионеры. Я ушёл из школы, когда мне исполнилось ровно 60 лет – подошло время идти на пенсию. Если бы остался работать ещё несколько лет, то мне бы пенсию не платили. Но я уже сам чувствовал, что не могу делать то, что делал раньше. Пожилой, а тем более старый учитель – это уже не воспитатель и не учитель. - Знаниями человек обладает, а передать их уже не хватает сил. - Поэтому реформу надо было начинать, конечно, с учителя. И с его не средней зарплаты, а со ставки за недельную нагрузку в 18 часов. И нечего тут хитрить и разводить всякие антимонии. - Человеком правит интерес – это аксиома. На одном энтузиазме далеко не уедешь. Учитель всегда на виду. Ему, кроме содержания себя и своей семьи, надо ещё и самообразовываться, расширять свой кругозор, покупать книги и т. д. - Вообще, невозможно представить себе учителя, чтобы он не работал постоянно с текущей литературой, с новой книгой, газетой, журналом. - Точно также сейчас он должен уметь пользоваться интернетом, быть в русле всех тенденций, коммуникаций – быть современным человеком, чтобы общаться с детьми легко и непринуждённо. Это просто требование времени. - Сейчас очень много говорят, что учитель, дескать, будет заменён компьютером, интернетом. Интернет – хорошая вещь, но ведь интернет всё равно, что энциклопедия. Там много всяческой информации, можно всё достать, узнать. Но систему знаний вложить в сознание ребёнка может только учитель. И никаким компьютером его не заменишь. Следующий вопрос – образовательные программы. Программы тоже должны быть стабильные и единые для всех регионов, для всей страны. - Как и учебники. - И учебники должны быть едиными. Сейчас, наконец, спохватились: история должна преподаваться единым учебником. Но единым учебником должна преподаваться и математика, и физика, и все остальные предметы. Сколько поколений людей выучились на учебнике геометрии Киселёва! Сколько поколений людей изучали биологию по учебнику Цузмер! Это были идеальные учебники для того времени. Понятно, что сейчас они не годятся, потому что накоплено больше знаний и так далее. Этот учебник печатался без изменений с 12-го издания (1931 г.), по нему долгое время велось преподавание в школе - Но там заложены фундаментальные знания, особенно когда речь идёт о физике, математике, их просто можно описать по-разному – более или менее интересно. - Конечно! Так вот для создания учебника должна быть создана комиссия, которой надо представить все пишушиеся сейчас борзописцами учебники. - Люди деньги зарабатывают. - Зарабатывают деньги и, мало того, – потом всяческими, не исключая и «левыми», путями продвигают своё творение. В результате рекомендуют учебник Иванова, но не Петрова. - Потому что Иванов, получив тираж, получит денежки. - И отстегнёт от этих денежек. Вот ведь к чему это всё привело. Этой весной я смотрел учебник по обществоведению для 2 класса. Начинается учебник вопросом: «В каком государстве мы живём?» Даётся 3 или 4 ответа: в Америке, в Англии, во Франции, в России. Второй вопрос: «Какой главный город нашего государства?» Предлагаемые ответы: Рим, Москва, Берлин, Токио. Ведь это форменный маразм – задавать такие вопросы ученику 2-го класса, практически ребёнку, которому идёт 8-ой год. И что ему вбивают в голову? Какую-то дурь, вместо того чтобы рассказать насколько прекрасна наша столица Москва. И пусть он не знает пока ни Токио, ни Берлин, ни Нью- Йорк. Пусть он хорошо узнает свою страну и с уважением к ней относится. - Если свою страну не знаешь, то и другую узнать вряд ли захочешь. И мы берём в пример подобные подходы за образец американского образования. В своё время мне пришлось дважды побывать на выставках американского народного просвещения: один раз в Москве и один раз в Киеве. Я был восхищён показанными учебными пособиями. Как биолог, я был очень поражён, например, маленьким - сантиметров в двадцать пять – разборным скелетом человека, добротно сделанным из пластмассы. - Можно не просто объёмно посмотреть, но ещё и потрогать. - Косточку к косточке приделать. Там было очень много хороших гербариев, но не засушенных, а законсервированных в прозрачной пластмассе. Если лютик, так с жёлтыми цветами и зелёными листьями – как живой, только что сорванный. Было представлено много макетов разных плодов. Задачка для современных первоклашек. Попробуйте решить Посмотрел я и их учебники. В частности, учебник «Естествознание». На первом листе – строение лягушки, на втором – закон Ньютона, на третьем – горы, потом – вода в природе и так далее. То есть систематических фундаментальных знаний там не обнаружилось, лишь отрывочные сведения с пятого на десятое. И так по остальным учебникам. К каждому учебнику прилагалась стопка тестов по каждому разделу. Было ещё и приспособление в виде приборчика. Туда закладываешь тест, крутанёшь – вопрос, а потом даёшь ответ: жмёшь на кнопку того ответа, который считаешь правильным. В общем, только на кнопки надо было нажимать. - Тестовая система в чистом виде. - А где умение говорить, анализировать, объяснить? Отсутствует даже просто разговорная речь. И вот этот экзамен ЕГЭ? Получил высокие баллы – поступил в институт. Ректоры в институт принимают кота в мешке. Кто он такой? Он только баллы какие-то получил, а разговаривать не умеет. Вы посмотрите, сколько у нас сейчас, например, на телевидении выступает людей, которые на русском языке говорить не умеют! Мало того, что много слов-паразитов, полно ещё и звуков-паразитов. Тот же Фурсенко – он ведь тоже говорить как следует не умеет. У него всё: «Э-э, бе-е, ме-е». - Зато при тестовой системе сторонники ЕГЭ козыряют тем, что у выпускников выравниваются шансы при поступлении в ВУЗы. Ребята из «глубинки» имеют такие же шансы поступить в столичные и престижные учебные заведения, как и их ровесники из больших мегаполисов. - А раньше не имели! Вот Дубовка – считайте захудалый шахтёрский посёлок, не Одинцово, не Мытищи и даже не Узловая. А представьте, в какие-то годы из нашей школы 12 выпускников учились в Московском областном институте им. Крупской. Ректор тогда прислал благодарность педагогическому коллективу школы и известил, что всех учащихся Дубовской школы № 18 он будет принимать вне конкурса! - Это дорогого стоит. - Талантливых юношей и девушек в любой школе полно. И если они добросовестно учились, то также потом добросовестно они могут сдать экзамены в любой ВУЗ. Есть и вторая сторона вопроса. Ведь экзамены в ВУЗы принимают преподаватели этого же института, заинтересованные видеть, кого они принимают. Я не забуду – готовил девочку по биологии. Она собиралась поступать в Ленинградский университет на психологический факультет. Когда после поступления она приехала, то рассказывала, что во время экзамена один из членов приёмной комиссии сказал своим коллегам: «Товарищи, подойдите, послушайте, как девочка отвечает». Ведь надо же и уметь ответить, показать свои знания. Сын моего знакомого, бывшего начальника Дубовской шахты, Ковалёв Роман - сейчас декан горно-строительного факультета Тульского государственного университета – говорит, что теперь иной раз такие выпускники приходят с ЕГЭ, что не знаешь на каком языке с ним разговаривать – они ничего не понимают. - Владимир Митрофанович, как Вы резюмируете вопрос выравнивания шансов выпускников? - Надо оставить школьные экзамены и вступительные в институт – другого пути нет. В институт должны идти люди одарённые, заинтересованные в каких-то науках, способные учиться дальше не на тройки, а по-настоящему, чтобы быть хорошими специалистами. Почему сейчас все выпускники школ стремятся в институт? Кто когда об этом хотя бы задумывался? Почему он вдруг всем понадобился? Высшее образование получить? - Просто престижно. - Раньше в ВУЗы поступало в лучшем случае 30% выпускников, а то и того меньше, но остальные становились рабочими, техниками со средним специальным образованием – не обязательно с высшим, и они были нужными. Перед концом учебного года, перед экзаменами, в школу приходили всякие гости из ГПТУ, училищ, техникумов, институтов, с заводов и фабрик, которые беседовали с ребятами, приглашали к себе учиться, работать. А теперь? Вот юноша или девушка окончили 11 классов – надо устраиваться на работу. Но они никому не нужны. Рынок труда. Нужны опытные люди, имеющие рабочий стаж. - Имеющие и знания, и опыт. Причём, чем моложе будет соискатель, тем лучше: если ему будет 5 лет, и он уже будет иметь опыт работы, - вот это будет идеальный вариант. Всем нужны уже готовые специалисты. Налицо явное противоречие, граничащее с глупостью. Школа №16. Экскурсия в подземные выработки шахты 1-«Бибиковская» (1978 год) - Вот родители и стремятся всеми способами пристроить ребёнка хоть на платное, хоть на бесплатное обучение, чтобы прошло 5-6 лет, в надежде, что что-то изменится, а оно ничего не изменяется. Никто не собирается готовить рабочие кадры у себя на производстве. Поэтому строгости, введённые в ЕГЭ, того не стоят. Выпускники сдают экзамены где-то в иной школе - не в своей. А, как говорится, дома и стены помогают. Экзамен сдаётся не тому учителю, который ученика учил, а не поймёшь кому: например, на экзамене по математике могут присутствовать ассистенты, вообще ничего не понимающие в данной дисциплине – чтобы они, не дай бог, не подсказали! - При таком подходе ассистентом можно и милиционера посадить или вахтёра. - Только чтобы дети сидели и не шушукались… Потом все работы запечатывают в конверт и нарочным посылают в Тулу, где их проверяют неделю и говорят только результат. А кто проверяет? Ну, раз не доверяют школьному учителю, почему мы должны доверять какой-то там комиссии? Зачем такая секретность? Зачем это всё? Раньше было тоже секретно: мы получали пакеты, которые до поры хранили в сейфе; и вот в 10 часов утра в присутствии ассистентов вскрывали пакеты и зачитывали контрольные работы и темы сочинений, которые до этого момента оставались неизвестными. Доверяли почему-то. Почему теперь не доверяют?! Или по принципу «обжегшись на молоке, и на воду дуешь»? Раз в высоких сферах сидят жулики, значит, считают, что все такие и до самого низа? - Конечно так. Психология человека – штука серьёзная. - Но ведь это тогда уже ненормальное общество, а общество сумасшедших. - Владимир Митрофанович, мы с Вами в нём живём – в этом обществе. Но вернёмся к школе. Получается, что ученик сдаёт экзамен железке, неодухотворённому предмету. - Но это хорошо знаете что – сдавать Правила дорожного движения. - А как сдавать литературу? - Да любой предмет! Хоть и математику. Это что – дважды два и будут ответы - «3», «4», «5», да? Тесты и компьютеры хороши только для определений. Допустим, вопрос «Что изучает ботаника?» И идут варианты ответов, где формулируются только значения слова – и больше ничего! ЕГЭ по математике. И причём здесь Сергей? - Но сами знания, как таковые, тут не проверишь. - Конечно. Тесты хороши, как тренировка, чтобы ребёнок знал определения. Человек должен дать определение любому предмету, любому явлению. Вот – что такое ручка? «Ручка» - это просто слово. Но есть ручка у двери, чтобы её открывать, а есть ручка, чтобы написать текст или сделать рисунок на листе бумаги. В этом смысле тесты хороши, а во всех остальных должно звучать человеческое слово, речь. Человек должен уметь говорить, чтобы выражать свои мысли. - И вот здесь мы приближается к главному: подобный подход к системе образования, в итоге, показывает незаинтересованность власти в людях думающих, мыслящих, умеющих выражать свои мысли. - Вот поэтому должен совершенно определённо быть поставлен вопрос: кого мы хотим видеть в будущем? - Фурсенко на этот вопрос ответил уже давно: он хочет воспитывать образцовых потребителей. Думающий человек ему не нужен, он ведь может ещё чего-то захотеть, например, поехать за границу, к чему-то стремиться, выдвинуть и воплотить свою идею и т. д. А зачем? Нужно, чтобы ты только работал - при этом, не брал бюллетень – не болел и не ходил в отпуск - и больше потреблял то, что дадут. - Особенности человеческого интеллекта таковы, что человек способен на очень многое. И вместо того, чтобы эти способности развернуть, мы его ограничиваем узкими рамками потребления и увеселения. - Увеселение, по сути, - то же потребление, его составная часть. - Вот посмотрите, что культивируется по телевизору. Не хочешь, а увидишь: показывают всяческие шоу, концерты, веселуху – это шабаш ведьм на Лысой горе. В молодёжи сидит массовый психоз, ненормальное восприятие явлений. - Зато такими людьми легче управлять. Главная задача государства – создать условия для развития общества. Образование – лишь частный случай этой задачи, тут тоже нужны условия для воспитания, образования и развития личности. Но здесь государство как раз и не выполняет своей функции. - В этом плане мы сейчас находимся в тупике. Недавно в одной передаче прозвучало, что наша система образования скатилась с первого места в мире до семидесятого. У нас много умных молодых людей, но нет возможностей развития. Вот вопрос о трудовом воспитании. Ну как заниматься в школе трудовым воспитанием, если гипертрофированный закон о детстве запрещает ребёнку элементарное самообслуживание – стереть с доски мел. И учителю, если он будет настаивать, и это станет известно прокурору, может попасть. Нельзя принуждать что-то сделать. - В данном случае это можно трактовать как насилие над личностью. А где здравый смысл? - Вот вам подготовка к жизни. Кого же мы готовим?! - Молодой человек пойдёт в армию, а кто, Санчо Пансо будет за него таскать автомат? Школа №16. Парад юнармейцев в Узловой (1981 год) - Не знаю как сейчас у Шойгу, а у Сердюкова было так. Солдат утром вскакивает, постель за собой не убирает, а приходит женщина и выполняет это за них. - Понятно было желание освободить солдата от выполнения каких-то дополнительных работ… - Ну да, чтобы генералам дачи не строил. - …Но уж кровать заправить, навести чистоту в жилом помещении, не говоря уже о своих прямых обязанностях, должен быть в состоянии. Иначе такой человек нигде не востребован. - Причём, надо учить не просто трудиться, а трудиться в общественно полезном труде, поскольку сам общественный труд и воспитывает – все вместе делаем одно дело. Мы как-то с Вами затрагивали тему, что раньше вашему, в частности, школьному поколению много пришлось поработать в колхозе, убирать свёклу, морковку и прочее. Недавно встретил одну свою бывшую ученицу, которой сейчас уже за 50 лет. Она вспоминала, как они ездили в колхоз убирать свёклу: «Как было здорово! На свежем воздухе. Все вместе». И вот для этого при реформе Черненко в программу были введены не только уроки трудового обучения с первого по последний класс, но ещё были введены обязательные часы общественно полезного труда. - Учащиеся 16 школы, к примеру, для школы же ходили работать к своим шефам на клавиатурную фабрику – штабелевали буковые заготовки. Те, в свою очередь, перечисляли школе какие-то денежки на её нужды. Стоит отметить, что на эти деньги, в частности, школа приобретала музыкальные инструменты. Во время летней двухнедельной трудовой практики помогали шефам в прополке свеклы: нас, школьников, организованно привозили на поле, мы там пропалывали выделенные грядки. В обувном цехе школы №18. Школьники шили детские пинетки - Причём, вы там работали не более 4-х часов. - …как и было положено, и потом привозили обратно. Шефами также в школьной мастерской было организованно производство деревянных вешалок. Каждый класс отдавал этому 2 часа в неделю. Представитель клавиатурной фабрики обучал учащихся всем технологическим операциям и руководил процессом, приобщая детей к настоящему делу. Всё произведённое отвозилось потом на фабрику, зашлифовывалось, доводилось до ума и шло в продажу. - Лагеря труда и отдыха. И так это было здорово. Ведь Вы смотрите, школа организовывала лагерь труда и отдыха где-то в колхозе или в совхозе, а профсоюз шефствующего над школой предприятия оплачивало питание и предоставляло транспорт. Вот мы (18 школа) очень хорошо жили с нашими шефами - Дубовским автохозяйством, которое помогало нам с организацией лагеря труда и отдыха в совхозе «Бестужево». Их профсоюз в отрасли ставили в пример, мол, вот - занимаются детьми! У профсоюза автохозяйства денег много было. Как вот сложившуюся систему теперь переломить, и как это всё сделать, чтобы правительство, общество повернулись лицом к молодёжи, к детям? - Раз уж всё окончательно разрушено, значит, всю систему надо строить заново, естественно, учитывая старый опыт. Наверное, так. Школа №18. В школьном швейном цехе участники областного семинара - Раньше при государственных промышленных, сельскохозяйственных предприятиях, учреждениях, колхозах это можно было сделать. А вот теперь добейтесь подобного. - Такая обуза сейчас кому-то не нужна, а большинству и не по силам. Прежде всего, во власть должны прийти новые люди, считающие вопросы воспитания молодёжи и образования приоритетной государственной задачей. Общество их рано или поздно должно выделить из своей среды. Потом уже привлекать специалистов и придумывать, как выстраивать систему и её финансировать. Пока не будет воли… - В первую очередь нужны средства, на что, в свою очередь, нужна политическая воля, именно политическая. Чтобы появились такие люди, общество должно иметь какую-то идеологию, мысль – к чему стремиться. Сейчас мы живём в социальном государстве. Задача социального государства – обеспечить комфортную жизнь каждому гражданину. Но это же ведь один только лозунг. А как это сделать? Где развёрнутая система? Её нет! Потому что вопрос ставится так, чтобы личность сама себе добывала всё. - И получается, что власть и общество живут каждый своей жизнью. Большая часть общества, по которой и можно судить о благосостоянии страны, живёт, мягко говоря, скромно, а в основном-то - выживает. Школа №18. Девочки-старшеклассницы за пошивом постельного белья - Возьмите все области, окружающие Москву, - там стоят все промышленные предприятия за редким исключением. Примером может служить хотя бы Тульская область, Узловая и прочие города. Ведь все едут работать в Москву, которая перегружена и транспортом, и грузами, и финансами, и людьми! - Вот так выстроена централизованная система. Даже транспортные потоки идут через столицу. Не понимать этого нельзя. Значит, те, от кого зависит принятие решений, не хотят этим заниматься. - Всё превращено в какую-то абракадабру. Для чего это всё? Зачем такое громадное чудовище, как современная Москва? Здравым смыслом объяснить невозможно. Но это же нарушение самых элементарных взаимоотношений между людьми, между центром и периферией. Ведь ситуацию, в конечном счёте, исправить можно просто: в соседних с Москвой областях людей занять в производстве, чтобы они работали. Однако, опять нужна политическая воля. Хотя бы это спасти. Хорошо, из Тульской, Рязанской, Владимирской, Калужской, Тверской областей людям ещё можно ехать в Москву. А, например, из Кемеровской области куда бежать? Там же тоже есть молодёжь. - Видите, как от проблемы образования, мы перешли к политике? - Так всё ж взаимосвязанно, безусловно. Вот сейчас много говорится о пользе спорта. Нужны стадионы, но к этим стадионам, увы, нужны ещё тренеры. Вот в Дубовке - отличный стадион. Дубовский стадион добровольного спортивного общества «Труд» - Был. Сейчас уже не отличный. - Само место, как стадион есть: и поле, и травка там настоящая посеена. - И если взяться, его можно довести до ума, несомненно. - Но там же нет ни одного тренера! - Снова приходится признать, что и это тоже не нужно государству. К чему нам свои футболисты? Купим негров – и все дела. - И пусть бегают. - Без спортивных школ никаких выдающихся спортсменов не вырастить. Сегодня порушено профессионально-техническое образование. И где теперь брать специалистов: машинистов, каменщиков, токарей, станочников, наладчиков и операторов станков с ЧПУ?.. Их сначала обучить надо, обеспечить работой, чтобы человек не ушёл из профессии. - И учить-то, в первую очередь, надо не 40-летних – их уже на работу не берут, - а молодых. Как же это: закрываются библиотеки, Дома Культуры, школы, а шоу, бизнес – в расцвете, орденами награждают не пойми за что. Вот хотят восстановить Героев Труда. Какого, капиталистического? И кто будет, Прохоров? - Это тема для создания очередного анекдота. Сначала логичнее вернуть престиж человека труда, а потом уже говорить о звании Героя Труда. - Он же не нужен – человек труда, с ним же возни полно. Он же будет за какую-то копейку выступать, создавать профсоюзы в свою защиту. Всё это без толку. На совещании министров Путин говорит: «Формировать бюджет становится всё труднее, надо находить новые пути наполнения бюджета». На другом совещании Медведев толкует: «Мы выделяем 3 млрд. рублей для того, чтобы подготовиться к первенству мира по футболу». Кому это первенство – мне? Мне это не нужно. Когда-то здесь гремели спортивные баталии - Да и мало кому в данной ситуации. - Вот дороги нужны – у нас уже ездить нельзя, - больницы, детские сады, рабочие места, нужно, чтобы транспорт ходил, пенсии платили, а потом уже стадионы и всё на свете. Всё губернатору Груздеву хочу письмо написать – он же везде стадионы собирается строить… Вы знаете, вот никакой скромности нет. Напротив сквера 3 школы вырубили деревья, которые в своё время сажали пенсионеры, идеологом чего был такой Глянцев. Вырубили деревья и поставили детскую площадку, написав: «Детям посёлка Дубовка от главы администрации Узловского района Березина». - Скромно. - От скромности он не помрёт. Точно так же, как в Туле – ставят детские площадки и пишут: «От Груздева». Вот одного не пойму: жил бы он себе спокойно, тратил бы свои миллиарды, путешествовал. На хрена ему, простите меня за это выражение, эта и Узловая, и Сокольники, и Новомосковск… - эта ноша, это развалившееся бремя? - Деньги – это власть, власть – это деньги. Не будет одного, не будет и другого. - Нет, но если уже есть деньги, причём, немеряно! Зачем? - Денег много никогда не бывает. Чем больше есть, тем больше потребности, тем больше хочется. - Ну да, пил пиво, стало больше денег – начал пить водку, потом коньяк. - Человеческая психология – ничего не поделаешь. А здесь – человек номенклатуры, человек власти, достигший определённой карьерной ступеньки. Потом - пойдёт дальше. Так каким же Вам кажется выход из сложившегося положения? В.М.Женко. Не стареют душой ветераны - Если хотя бы сделать нормальным вот то, что я сказал, то, конечно, уже был бы какой-то эффект. Вы знаете, я чувствую… что, в основном-то, человеку нужна работа. Если её не будет, то всё остальное ни к чему. Вон как священники говорят: «Если Иисус Христос не воскрес, то суетна вся вера наша». То есть всё – пустота. А если нет труда, то, вообще-то, тоже всё – пустота. Для чего тогда и образование, как и остальное – для чего? Ведь нельзя же, действительно, строить общество только по принципу, чтобы была только торговля. Даже для этого надо что-то создавать, чтобы чем-то торговать. Ведь на первом месте всё-таки должен быть производительный труд, а потом всё остальное, как производное к этому делу. Беседовал с В.М.Женко С.Ожогин | |
Категория: История родных мест | Просмотров: 1198 | Добавил: foxrecord | Рейтинг: 5.0/2 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |