Переставляя книги в шкафу, случайно открылась страница в одной из них («Детской Энциклопедии» 1964 года издания) на неожиданном месте. С удивлением я прочитал – «Моральный кодекс строителя коммунизма»…Ну что ж, интересно вспомнить в свете сегодняшнего буржуйского времени, о чём же писали и к чему призывали в этой "Империи зла”? Цитирую с первоисточника: * Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма. * Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест. * Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния. * Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов. * Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного. * Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат. * Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни. * Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. * Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству. * Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни. * Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов. * Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами. Сразу в памяти всплыла одна загадка-прибаутка, ходившая в «эпоху застоя» в моей родной Туле. Когда коммунизм настанет? – когда Лев Толстой перейдет Ленинский проспект. Есть такой памятник в городе оружейников…Не помог Лев Николаевич нашему народу, так и не перешел он эту улицу….У туляков к Толстому отношение особое, хотя, по правде сказать, каждый из нас очень мало знает об этом «великом писателе земли русской» ( Толстой, когда в его присутствии произносили эту фразу, всегда улыбался и спрашивал: «А почему не воды?»). Всплывает в памяти сцена из моего пионерского детства: на ж/д станции г.Узловая есть большой мост над путями., в те года под ним сидел нищий без ног, смущавший моё понимание жизни (как так, страна победившего социализма и никому не нужный нищий с гармошкой), который собирал копеечку на пропитание и пел такую грустную песню..
Однажды в Ясной Поляне Жил Лев Николаеч Толстой, Не ел он ни рыбы, ни мяса, Всё время ходил он босой. Жена его Софья Андревна Напротив, любила поесть, Босою она не ходила, Хранила дворянскую честь…
Ясная Поляна. Въездные башни
Кто же он? Чей он пророк? Двадцатитрёхлетним, сначала добровольцем, а затем в качестве юнкера и офицера, он участвует в боевых действиях на Кавказе. Потом почти 10 месяцев находится в осажденном Севастополе, где командует 5-ю батарейными орудиями. За отвагу и мужество тогда еще начинающий писатель был награжден двумя медалями и орденом. У многих ли авторитетов есть такое прошлое? И в тоже время страстный картёжник, бездарно проигравший деньги за проданный родительский дом. Вся жизнь – клубок противоположностей …
Ясная Поляна. Дом-музей Л.Н. Толстого
Всем известно, что граф Лев Николаевич Толстой был отлучён от церкви. В феврале 1901 года Святейший Синод издает определение, в котором, в частности, говорится: "Известный всему миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекшись от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви". В документе Синода особо подчеркивалось, что Толстой "проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской" и, "ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из Таинств - святую Евхаристию". Суть определения выражена такими словами: "Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею". Хотя синодальное определение было составлено в очень умеренных выражениях, в нем отсутствует слово "анафема", фактически он встал в один ряд с Григорием Отрепьевым и Мазепой, Степаном Разиным и Пугачёвым (анафема которому даже была снята перед казнью).Недавно ряд общественных и культурных организаций ходатайствовали перед Священным Синодом о снятии анафемы, но получили отказ… Нераскаявшимся ушел из этой жизни Тостой…он сам отделил себя от православного тела матери-церкви…
Ясная Поляна. Могила писателя
Какой же такой вред и какую опасность для веры и государства нёс этот бородатый старик, если в то же время его современники, ярые революционеры – Плеханов, Бакунин, Кропоткин., да и Ленин со своими товарищами, избежали этой страшной и достаточно позорной в православной стране участи. Ведь на первый взгляд его учение о непротивлении злу насилием – эта сама ЛЮБОВЬ. Помните у Булгакова? -- А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова "добрые люди"? Ты всех, что ли, так называешь? -- Всех, -- ответил арестант, -- злых людей нет на свете. -- Впервые слышу об этом, -- сказал Пилат, усмехнувшись, -- но, может быть, я мало знаю жизнь! В какой-нибудь из греческих книг ты прочел об этом? -- Нет, я своим умом дошел до этого. -- И ты проповедуешь это? -- Да. -- А вот, например, кентурион Марк, его прозвали Крысобоем, -- он -- добрый? -- Да, -- ответил арестант, -- он, правда, несчастливый человек. С тех пор как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств…
Ясная поляна. Аллея «Прешпект»
Так и у Толстого, идея всеобщей любви, отрицание всякого насилия, как телесного – со стороны государства, так и, по его мнению, духовного – со стороны официальной церкви…В чём же парадокс, противоречие? Если копнуть глубже - результат его учения для того времени был поистине ужасным. Как записал в своем дневнике А.С. Суворин, "в России два царя: Николай Второй и Лев Толстой. Который сильнее? Николай Второй ничего не может сделать Толстому, а Толстой непрерывно расшатывает трон Николая Второго". Сын Толстого, Лев Львович, писал: "Во Франции говорится часто, что Толстой был первой и главной причиной русской революции. Никто не сделал более разрушительной работы ни в одной стране, чем Толстой.”.По словам Н. Бердяева: «Сущность толстовского учения о непротивлении заключается в том, что когда человек перестанет сопротивляться злу насилием, то начнет действовать сам Бог, вступит в свои права божественная природа. Очень легко показать, что при непротивлении всегда победит зло. Но Толстой надеялся на историческое чудо и во имя веры в это чудо непосредственного вмешательства Бога предлагал рискнуть гибелью общества, государства и цивилизации, гибелью мира, который держится на лжи и насилии, на законе, противоположном закону Бога. Христиане хотели устраивать на всякий случай свои дела так, чтобы дела хорошо шли, даже если Бога нет. Л. Толстой прежде всего требует отказа от социально полезной лжи".
Кочаковский некрополь (семейное кладбище Толстых)
По-моему же главная беда Толстого – это гордыня…Не гордость, а именно гордыня. И в последние месяцы своей долгой жизни он и сам стал понимать это. Показательна в этом отношении его встреча 20 января 1909 года с епископом Тульским и Белевским Парфением, Сам факт этой встречи и беседы за закрытыми дверями о многом говорит. Показателен и уход графа из Ясной Поляны с намерением встретиться с оптинскими старцами, и приезд его к к сестре Марии Николаевне, монахине женского монастыря в Шамордине ("Машенька, я остаюсь здесь!"). Но, как известно, гидра революции в первую очередь пожирает своих вождей, так и Лев Николаевич во многом стал заложником своего учения и своих учеников, в числе которых самым активным последователем была его дочь Александа Львовна ( кстати, очень неординарная личность, в 1914 г. после окончания курсов сестер милосердия на фронтах Первой Мировой получила три Георгиевских креста за мужество, в советские времена побывала в исправительных лагерях). Именно она забирает отца из Шамордино и остается с ним до кончины на станции Астапово, не допуская по завещанию отца ни кого к нему из духовного сана. Последними словами писателя, обращенными к собравшимся у его постели близким были: "...Пропасть народу, кроме Льва Толстого, а вы смотрите на одного Льва... Мужики так не умирают..." И уже в полузабытьи: "Люблю истину..."
Напротив памятника через проспект виден ряд красно-кирпичных зданий. Это тульский ликёро-водочный завод. В простонародьи памятник назывался:"Лев Толстой идёт за водкой"
На сайте тульского областного центра детского и юношеского туризма проходил конкурс: "История Тульского края в фотографиях". Там очень много интресного. Здесь же покажу фото из конкурсной работы «Яснополянской гимназии №2 им. Л.Н.Толстого». Сначала фотографии посещения музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» вторым советским космонавтом Германом Степановичем Титовым в апреле 1962 года
Г.С. Титов у яснополянских «башенок".
Фото сделаны Зыбиным Ю.Я., учителем Яснополянской школы им. Л.Н.Толстого. Репортаж о поездке освещался в газете «Молодой коммунар». 5 июня 1962 г.. Вот выдержки из заметки Т.Архангельской. «Как обычно в воскресные дни, площадка у въезда в музей-усадьбу Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» с утра была заполнена автобусами. В три часа дня приехал Герой Советского Союза летчик-космонавт Г.С. Титов. У двери толстовского дома сотрудники музея преподнесли Г.С.Титову и его жене букеты яснополянских пионов. Стихийно собралась огромная толпа.
Г.С.Титов выходит из Дома Волконского. Супруга Тамара с букетом пионов, подаренных ей сотрудниками музея, скромно отбегает в сторону, чтобы не попасть в кадр.
С глубоким волнением слушал он рассказ хранителя дома Л.Н.Толстого Н.П.Пузина. «С тех пор, как я познакомился с творчеством Л.Н. Толстого, мечта о том, чтобы побывать в Ясной поляне, побывать в доме, где жил и работал гений русской литературы, была самой большой моей мечтой. Я очень рад, что смог побывать в этом доме…» - записал он в книге отзывов.
Г.С.Титов с супругой идут по заповеднику. Крайний слева в первом ряду – Н.П.Пузин, хранитель дома Л.Н.Толстого.
В выставочном зале завязалась интересная беседа. Молодежь засыпала Титова вопросами. Герман Степанович отвечал, с любовью рассказывал о своем отце, о семье, воспитавшей его. Подчеркнул, что нашей молодежи необходимо знать отечественную культуру.
Г.С.Титов и его спутники покупают в дорогу лимонад
- Молодой писатель или инженер, не знающий музыки, - сказал он, - это люди, обкрадывающие самих себя. Самый живой интерес у слушателей вызвал рассказ Титова о поездке в Америку, об американском образе жизни и американской молодежи, очень во многом, по его словам, отстающей от нашей молодежи в области эстетического воспитания. Со всех сторон задавали вопросы о его встречах с президентом США Кеннеди, с американским космонавтом Джоном Гленом.
Перед отъездом
Разговор длился около часа. В 5 часов молодежь проводила Г.С.Титова к машине, которую он сам повел до Москвы.» И еще две фотографии августа 1972 года. У дома Л.Н.Толстого в Ясной Поляне на протяжении всей жизни писателя рос вяз. Дерево пережило писателя на 60 лет. В 1966-1968 годах вяз снизил прирост, а весной 1970 года листья на нем не появились. Профессор А.А.Молчанов, первым обследовавший вяз, сообщил о его усыхании Сенежской лаборатории консервирования древесины Минлеспрома СССР.
Дерево вырыли, сохранив корневые лапы, перенесли под специальный навес. Его законсервировали и по предложению дирекции музея установили в нескольких метрах от старого места.Для консервирования применили новый способ так называемой панельной пропитки.
Вяз плотно обернули фильтровальной бумагой и полиэтиленовой пленкой, на нем установили питающие резервуары, в которые заливали раствор специального препарата. Теперь у вяза-памятника идет вторая жизнь.
Прочёл Вашу статью про Толстого. Как всегда умно и поучительно.Спасибо! Получил удовольствие. Вы в тексте упоминаете про сестру Льва -Марию.Я в Белёвском музее узнал, что она в Шамордино жила не постояно, а только с осенне-зимний период.А весной-летом жила по большей части в Белёве у знакомых и время от времени странствовала.Я недавно был в Шамордино.Там так красиво,хорошо,душевно.Вот фотки.
После высказывания таких великих людей, теперь уже просто необходимо настаивать на подмене понятий! Это же крайность, даже откровенный экстремизм! Ну не любите, коли не дано. Это ли не настоящая злость?! Не согласен ни с одним высказыванием! Если именно так представлять себе норму в значении слова "патриотизм", то согласен считать себя идиотом.
Последний раз мы там были семьями с Б.Фоменковым,поразила чистота и порядок.Правнук Толстого,который сейчас руководит "Ясной Поляной",поднял престиж земли Тульской,ходит спец. поезд один раз в день Москва-Ясная Поляна.Видно человек старается и у него получается.Достойный пример для подражания!
Был несколько раз в Ясной поляне, Шимордино, поражён простотой могилы Толстого. Последний раз неприятно поразили денежно - товарные отношения работников дома - музея. За каждый чих - плати пиастры... Что касаемо пороков титана, - кто ж без них из великих? Достоевский той же болезнью обладал -игрок с... Мусорянин пил, Крылов объедался, Левитан волочился. Камни на обочине - кто непорочный - вперёд...
Всё станет на свои места, если в данном тексте у Толстого слово "патриотизм" заменить выражением "навязываемые господствующие политтехнологии" или "навязываемая идеология", говоря современным языком. Тут какая-то подмена понятий. Признавать себя сыном Отечества и быть рабом правительства, царя... - это всё же не одно и то же. Чувство патриотизма ближе к чувству любви, его производная что ли, а любовь, по-христиански, даётся людям Богом.
Патриотизм — разрушительная, психопатическая форма идиотизма — Джордж Бернард Шоу
Те, кто радостно маршируют в строю под музыку получили головной мозг по ошибке: для них и спинного было бы достаточно. Я настолько ненавижу героизм по команде, бессмысленную жестокость и весь отвратительный нонсенс того, что объединяется под словом «патриотизм»,что скорее готов дать себя разорвать на куски, чем быть частью таких акций — Альберт Эйнштейн
Патриотизм — это последнее прибежище негодяя — Сэмюэл Джонсон
Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство — Лев Николаевич Толстой
Душа и суть того, что обычно понимают под патриотизмом, есть и всегда была моральная трусость — Марк Твен
Патриотизм по сути своей агрессивен, а патриоты, как правило — люди злые — Оскар Уайльд
"Патриотизм" значит просто "убей иноверца" — Борис Гребенщиков
Примечательно, что "Прешпект" не всегда выглядел так, как сейчас. В советские времена, приблизительно в 70-е годы, для придания более респектабельного вида - всё таки вечнозелёное дерево и хорошо вписывается в аллейный ряд - высадили ели. к тому времени уже старые берёзы аллеи заменили молодыми елями... Всё бы ничего, но территориальная близость Ясной поляны и гиганта отечественной химической промышленности щёкинского ПО "Азот" сыграла свою роковую роль: ёлочки стали желтеть и погибать. Стало ясно - затея не удалась, надо как-то выходить из положения. Тогда и было решено вновь вернуть аллее её родной берёзовый облик. Берёзовые саженцы благополучно прижились, оказавшись более стойкими к периодически отравляемой среде.
Только очень изощрённые мозги могли разместить в этих местах гигантский химкомбинат....Это так же как в Мариуполе в курортной зоне дымят и сливают два огромных металургических завода...
Ясная Поляна ведет свое летосчисление с конца XVII столетия, с момента появления здесь ее первых владельцев - Карцевых. Усадьба пережила несколько этапов, прежде чем основательно изменила свой облик в ходе коренной реконструкции, предпринятой дедом Л. Н. Толстого князем Николаем Сергеевичем Волконским. Его можно считать строителем той яснополянской усадьбы, в которой позднее протекала жизнь Льва Николаевича Толстого.
Дед писателя соединил старые черты планировки (регулярный парк «Клины», аллея «Прешпект») с новыми элементами композиции (архитектурный ансамбль, «Аглицкий» парк). «Все, что строил мой дед, - говорил Л. Н. Толстой, - было изящно и не пошло и твердо, прочно, капитально. У него было очень тонкое эстетическое чувство».
От Н. С. Волконского Ясная Поляна перешла к его единственной дочери, матери Л. Н. Толстого Марии Николаевне. Отец писателя, граф Николай Ильич Толстой, достроил здесь 32-комнатный ампирный дом, увеличил сад и хозяйственные службы.
Леса Ясной Поляны: Абрамовская посадка, Чепыж, Старый Заказ – места прогулок и детских игр братьев Толстых. На краю оврага Старого Заказа, где, будучи детьми, они искали «зеленую палочку счастья», Л. Н. Толстой завещал похоронить себя.
В дневнике Толстой писал:"Я действительно отрёкся от церкви, перестал исполнять её обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мёртвое моё тело убрали бы поскорее, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы не мешала живым"
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]